Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Город заглядывает в мастерскую скульптора

Музей Михаила Аникушина наконец открыт

Когда подходишь к зданию мастерской Аникушина в Вяземском переулке, сквозь витрину на тебя смотрят огромные фигуры, намного выше человеческого роста. Гипсовые близнецы тех «Героических защитников Ленинграда», что стоят на площади Победы.

«Из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик..


— Тут была пристройка, где хранились дрова, всякий мусор. При капитальном ремонте здания эти помещения получили новое звучание. Мы сделали вот такие ростовые окна. Здесь модели памятников, создававшихся для города. А теперь город через эти большие окна сам заглядывает в эту мастерскую, — объяснила мне сотрудник Музея городской скульптуры, заместитель директора по научной работе Надежда Ефремова. — Здесь эти полноразмерные модели и создавались. Михаил Константинович как будто бы только что прикасался к ним. Бронзовая отливка чеканится, сглаживается, убираются шероховатости. А на этой гипсовой отливке сохраняются следы рук скульптора.

Снаружи мастерская кажется не слишком большой. Зато внутри это неожиданно просторный зал. На одной стене развешаны инструменты скульптора — металлические приспособления на старых, потертых деревянных рукоятях. Как коллекция старинного оружия.

Мастерская скульптора похожа на какой-то новый Парфенон

В противоположной — проделаны высоченные деревянные ворота. Рядом табличка, указывающая: их размер специально рассчитан, чтобы грузовик мог свободно заехать, загрузиться и вывезти на отливку огромные гипсовые модели.

Большинству скульпторов приходилось работать «в полном размере» прямо в мастерских при заводе «Монументскульптура», чтобы далеко таскать не нужно было.

Но к Михаилу Аникушину всегда было отношение особое. И мастерская — особая. Это и в прямом смысле слова — особняк, поместившийся в городском дворе. Уединенно и как-то сосредоточенно стоящий дом художника. Конечно, не назовешь его «башней из слоновой кости», здание-то невысокое. Но что-то от этого ощущения есть. Видимо, таково было пожелание самого Аникушина — когда мастерскую строил архитектор Филипп Гепнер, в 1969 году, Михаил Константинович активно участвовал в процессе ее возведения.

Сейчас мастерская передана Музею городской скульптуры, как новый его филиал. К строгости рабочей мастерской могла бы добавиться еще и торжественная величавость, которая населяет «музеи-квартиры». Но ничего похожего: после ремонта мастерская стала похожа на уютное «пространство современного искусства». На белых стенах висят мониторы, показывающие работы Аникушина в разных местах города, — а рядом поместились старые книжные полки с «полезной литературой», например — «Жизнеописания» Вазари. Кое-где прямо на стене начертаны высказывания скульптора и таблицы вроде хронологии его жизни.

Нина Михайловна: «Почти всего Пушкина папа знал наизусть и постоянно цитировал»

14 декабря Музей городской скульптуры открыл эту первую часть мемориальной экспозиции.

— За 2013 год мы должны открыть маленькую творческую мастерскую — там хранились любимые вещи скульптора, там он читал, вел дневник, делал эскизы.

И еще — детскую мастерскую. Эти два помещения тоже станут частью музея. Через год, надеюсь, мы пригласим вас на их открытие, — обещает Надежда Ефремова.

— Рождение нового музея — это очень большое событие для города. Так получилось, что мне, совсем молодому человеку, в начале 90-х годов довелось несколько раз побывать здесь, у Михаила Константиновича, — поделился вдруг личным воспоминанием и. о. председателя комитета по культуре Борис Илларионов. — Эта встреча — какой-то невероятный импульс для того, чтобы заниматься тем, чем мне сейчас приходится заниматься. Тот импульс останется со мной до конца жизни. Конечно, при хозяине здесь было не так. И транспонировать место, где творил и жил этот замечательный мастер, в публичное пространство — сложная задача. Музей ее решил. И сегодня город получает не просто мемориальный объект, а пространство для самых разных событий.

Огромное пространство зала уже заполнили множеством изваяний: это первая проводимая здесь выставка. Примерно половина — эскизы Аникушина к памятнику Чехову. Отовсюду на нас глядят вариации того знакомого строгого и сочувствующего взгляда поверх пенсне.

Другая половина — работы более чем сорока учеников скульптора, студентов Академии художеств. Тут поражаешься, насколько их мастерство отлично от стиля учителя: здесь и гротескные фигуры, и какая-то абстракция... Видимо, объединяет их всех не стиль, а качество.

Защитники Ленинграда переглядываются сквозь стекло с нынешними петербуржцами

— Это великолепный, торжественный день. Мы ждали его очень долго. Много трудились. Я хочу пожелать работникам музея сил в освоении громаднейшего, необъятного массива наследия, оставленного Михаилом Константиновичем, — сказала дочь скульптора Нина Аникушина.

А между статуй в этот день находилось множество живых людей, помнивших Михаила Константиновича. Может быть, эта добрая память — тоже одно из его произведений; тот самый памятник, который стоит дольше всех прочих.

↑ Наверх