Горожане не могут смириться с ростом цен
И во всем винят торговлю
Петербуржцы не могут смириться с тем, что цены растут не по дням, а по часам. Гнев покупателей в первую очередь обрушивается на торговлю. Житель Северной столицы, назвавшийся Анатолием Ивановичем, обратился в «Общественную приемную БМГ» с жалобой на повышение цен в магазинах крупной торговой сети, в которой он покупает продукты. По его словам, цены там меняются ежедневно, и часто имеющиеся ценники на продовольственные товары не соответствуют фактическим суммам, выбиваемым на кассах.
Наша читательница Маргарита Васильевна рассказала о конкретном случае: 6 февраля она приобрела в магазине сети «О,Кей» фасованные в сетки апельсины по цене 99 рублей за килограмм. Выданный на кассе чек за приобретенные апельсины превышал в 2,5 раза указанную на ценнике сумму и составлял 249 рублей. Администратор магазина объяснила данный факт вновь прибывшей партией: ценники случайно не были заменены. По мнению заявителя, имеет место факт обмана покупателей, и в основном пожилых людей.
Позвонившая в «Общественную приемную» София Яковлевна также жаловалась на резкое повышение цен на продукты в магазинах города и на лекарства в аптеках.
Жительница Центрального района Нина Михайловна сообщила о резком скачке цен на продукты в магазинах «Пятерочка»: вчера курица стоила 119 рублей, сегодня — 124 рубля, хлеб вчера стоил 44 рубля, сегодня — 51 рубль...
Продукцию утилизируют из-за того, что она не раскупается
Эксперты, к которым мы обратились за комментариями, считают претензии горожан к торговле не вполне обоснованными.
По свидетельству президента Северо-Западной ассоциации промышленников, предпринимателей и сельхозпроизводителей Дениса Щебетова, торговые сети сегодня ставят жесткие ограничения производителям, которые вынуждены поднимать цены из-за того, что во многом производство даже отечественных сельхозпродуктов зависит от импортных составляющих. Например, молочники недавно отвоевали повышение цены на 8 процентов.
Этому предшествовало согласование с сетями, которые, по сути, являются в городе монополистами. По словам директора Северо-Западной мясной ассоциации Дмитрия Позднякова, сами магазины сегодня также вынуждены умерить аппетиты. Спрос на самые необходимые продтовары, такие, как мясо, мясные продукты, резко упал — чуть ли не на треть, поэтому торговля вынуждена ограничивать наценки. В противном случае продукция залеживается. В последнее время, по словам Дмитрия Позднякова, возросло число возвратов, особенно скоропортящейся продукции (охлажденного мяса, курятины, рыбы), — из-за того, что она не раскупается. Если магазин не успел вернуть ее до истечения срока годности, то такая продукция просто-напросто утилизируется. Поэтому повышать торговые наценки магазинам сегодня не с руки.
К тому же начался сорокадневный пост, и довольно значительное число горожан отказались от мяса. Это значит, что спрос на него опять упадет. По опыту прошлых лет в этот период цены на мясные продукты снижаются, в крайнем случае стабилизируются.
Но и в обычное время темпы роста цен в магазинах — неодинаковые. В сетях экономкласса цены растут медленнее, чем в сетях, ориентированных на средний класс. Если в дискаунтерах с осени прошлого года рост цен составил примерно 10 — 12 процентов, то в сетях среднего ценового сегмента — 20 — 25 процентов, отмечает Дмитрий Поздняков.
С середины апреля на мясном рынке вновь вступит в силу сезонный фактор. С этого времени начинается так называемый шашлычный сезон. Спрос на мясо вырастет, и цены снова поползут вверх.
Что касается других продуктов, то цены на них, по мнению экспертов, также продолжат расти.
— В России очень долго было принято считать, что проще и дешевле купить все, что надо, за границей, чем произвести самим. Теперь страна пожинает плоды этой политики, — считает генеральный директор ГК «Лосево» Эльдар Беглов. — Например, сухое молоко в России практически не производится — для его производства нужно слишком дорогое и сложное оборудование. Значит, эта составляющая будет расти одновременно с ростом курса валюты. Те производители, которые, как и наше хозяйство, не используют сухое молоко при изготовлении молочных продуктов, тоже зависят от курса рубля, так как вынуждены закупать за границей, например, некоторые составляющие для кормов.
Но дело не столько в снижении рубля, сколько в общей инфляции. В условиях, когда все вокруг дорожает — от бензина и электричества до пластиковых бутылок, — сохранять цены на прежнем уровне просто невозможно.
Социальные магазины и продовольственные карточки для малоимущих
Между тем власти Санкт-Петербурга объявили, что начат поиск площадок для строительства государственных социальных магазинов. Отовариваться в них смогут все желающие, но льготникам предоставят существенные скидки. Кроме того, цены на социальные продукты — как хлеб, молоко, масло и другие — зафиксированы.
В основе проекта лежит расширение функций государственного унитарного предприятия «Продовольственный фонд». Сейчас эта структура занимается закупками зерна и производством муки. В будущем на базе ГУПа планируется создать логистический склад, товары с которого будут продавать в государственных магазинах.
Впрочем, если идея и воплотится в жизнь, то не скоро. По планам первые социальные магазины появятся в Северной столице не раньше конца года.
Пока же решение о заморозке цен добровольно принимают некоторые сетевые супермаркеты. Например, одна из торговых сетей объявила о продаже товаров повседневного спроса с минимальной и даже отрицательной наценкой. Другая торговая сеть зафиксировала цены на крупы, макаронные изделия, масло, муку, пельмени и замороженную рыбу с 9 февраля по 9 марта.
Супермаркет, в котором наша газета проводит регулярный мониторинг цен, установил для пенсионеров 10-процентную скидку на ходовые товары: молоко, сметану, кефир, творог, социальные сорта хлеба. Правда, скидка действует только с 9 до 13 часов по будням, но и это — благо для людей с низкими доходами.
Плюс к этому идея ввести продовольственные карточки для малоимущих уже начала претворяться в жизнь. Такие карточки введены в одной из центральных областей России, правда до Петербурга очередь дойдет, судя по всему, еще не скоро.
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ
Призываем наших читателей: сообщайте о повышении цен в торговых точках, которые вы посещаете.
P. S. После того как в январе петербургское управление Федеральной антимонопольной службы направило запросы о предоставлении сведений о динамике изменения закупочных и розничных цен на сахар в 20 торговых сетей города и пяти поставщикам, которые должны были указать основные причины повышения цен на сахар в период с 1 сентября 2014-го и по начало февраля, цены на сахар плавно пошли вниз. 5 января килограмм песка стоил 55,70 руб., а сегодня — 52,95 руб.
Метки: Потребитель Торговля Продукты
Важно: Правила перепоста материалов