Гостиному двору приготовили «крышку»
Даже существующие площади БГД используют неэффективно, так зачем нужны новые?
На днях новоиспеченный совладелец Большого Гостиного двора, компания под названием «Форт Груп», разродилась идеей реновации брендового петербургского универмага. Вообще-то построенный по проекту Растрелли и Валлен-Деламота комплекс зданий БГД от любых переделок защищен статусом федерального памятника и охранной грамотой ЮНЕСКО. Но совладельца это не останавливает.
Осенью компания приобрела пакет в 10,04% акций универмага и с тех пор озабочена тем, как бы увеличить прибыли по своим ценным бумагам. Общая площадь БГД — около 80 000 кв. метров, а торговая — чуть меньше 15 000. Компания придумала, как расширить ту и другую: торговую — в пять раз, а общую — вдвое. Для этого она хочет накрыть внутренний двор здания гигантской стеклянной крышей, а под ней организовать новые торговые места.
Руководители «Форт Груп» уверяют, что проект не затрагивает архитектурно-историческую часть Гостиного двора. Но еще бы им говорить что-то другое, ведь они подсчитали, что в результате преобразований доходность комплекса может вырасти в 20 раз, а вложения в полмиллиарда долларов должны окупиться всего за 10 лет! Правда, для этого придется дополнительно увеличить стоимость аренды торговых мест в БГД.
— Я слышал об этом проекте. Думаю, в нем просто нет смысла. Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы видели в Гостином дворе толпы покупателей? Даже имеющиеся торговые площади стоят полупустыми, -- считает архитектор, член Градостроительного совета и совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Рафаэль Даянов.
По его мнению, акционерам нужно думать не о новых пространствах, а о лучшем использовании уже имеющихся: может быть, искать новые и более эффективные формы организации торговли; постараться понять, чем сегодня можно привлечь покупателя.
— Но задействовать под торговлю внутренний двор универмага — зачем? Апрашку-2 там устраивать, что ли? — говорит архитектор.
В последние годы в центре города было построено немало объектов, которые теперь называют не иначе как градостроительными ошибками, поэтому неудивительно, что эксперты относятся к проекту переустройства брендового петербургского комплекса зданий настороженно. «Форт Груп» обещает, что стеклянный купол не будет виден с улицы, но гарантий этого никаких нет.
— Сама по себе идея открыть для горожан двор Гостиного двора интересна. Но стеклянный купол вызывает большие сомнения. Во-первых, Гостиный двор — это федеральный памятник, и любые преобразования здесь жестко ограничены, никакие новые капитальные сооружения недопустимы. Причем само внутреннее пространство комплекса тоже находится под охраной, — апоминает заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик. — Во-вторых, стеклянный купол, которым можно было бы накрыть такой большой двор, технически очень сложно построить. Да и зачем? У нас уже есть «Пассаж» со стеклянным куполом, этого вполне достаточно. Так что идея вызывает много вопросов, и прежде всего нужна историко-культурная экспертиза этого проекта.
Между тем «Форт Груп» уже ведет переговоры с банками о финансировании проекта. Свои предложения она представит совету директоров ОАО «Большой Гостиный двор» 4 декабря.
Метки: Строительство Про Петербург Ремонт
Важно: Правила перепоста материалов