Государственный ум — помощник царям!
Трехсотлетие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова широко отмечается по всей России
На минувшей неделе, которую смело можно назвать Ломоносовской, в Петербурге открылось несколько выставок, посвященных выдающемуся русскому ученому и литератору.
Впрочем, это сейчас определение «выдающийся» никем не оспаривается, а ведь было время, когда его талант литератора подвергался осмеянию.
В 1892 году на площади перед зданием министерства просвещения был установлен памятник Ломоносову работы скульптора Пармена Забелло.
Вот, к примеру, эпитафия, написанная Александром Сумароковым:
Под камнем сим лежит Фирс Фирсович Гомер,
Который пел, не знав галиматии мер.
Великого воспеть он мужа устремился:
Отважился, дерзнул, запел — и осрамился,
Оставив по себе потомству вечный смех.
Он море обещал, а вылилася лужа.
Прохожий! Возгласи к душе им пета мужа:
Великая душа, прости вралю сей грех!
Под именем «враля Фирса Фирсовича Гомера» Сумароков высмеял здравствующего еще Ломоносова за изданные им в 1761 году две первые песни своей эпической поэмы «Петр Великий».
Не станем, однако, разбираться в правоте Сумарокова относительно литературных достоинств этих песен. Тут, несомненно, имело место и соперничество литераторов, да и то, что Ломоносова нередко воспринимали как академика из мужиков.
Это и вправду так. Выходец из простонародья, он и до сих пор иногда становится предметом различных домыслов по поводу своего происхождения и причин заботы со стороны высокопоставленных вельмож.
Нередко можно услышать версию о том, что отцом его был не простой помор, а... царь Петр. Петр I действительно бывал в районе Холмогор, только было это за несколько лет до рождения Михайло Васильевича. Если предположить, что мать будущего светила науки вынашивала дитя не девять месяцев, а по меньшей мере девять лет, тогда покровительство легко объяснить «царским» происхождением Ломоносова.
Возможно, истоки этих домыслов относятся ко времени поступления Ломоносова в славяно-греко-латинскую академию. Когда добравшийся до Москвы Михайло, Васильев сын, пришел в нее, он назвался дворянским сыном. Но сделал он это лишь потому, что «черной кости» в обучение не брали. Тогда от исключения его спас архиерей Феофан Прокопович — личность яркая и весьма неоднозначная в русской истории. Ломоносову, которого намеревались выгнать только лишь по причине его незнатного происхождения, Феофан Прокопович устроил экзамен и, придя в восхищение, сказал: «Пускай о тебе теперь звонят хоть в самый большой московский колокол. Ничего не бойся. Отныне я твоя защита».
От академии, но уже другой, Российской академии наук, его также намеревались отставить, но это было уже в ту пору, когда Ломоносов мог заявить, что его уже нельзя отставить от академии, скорее — академию от него.
В художественном фильме режиссера Александра Иванова «Михайло Ломоносов», вышедшем на экраны в 1955 году, граф Иван Иванович Шувалов, покровительствовавший ученому, устами актера Владимира Сошальского говорит Ломоносову, которого сыграл Борис Ливанов: «Гений творит где хочет».
Он имел в виду не саму академию, а области знаний, в которых гений может творить. К Ломоносову это относится в полной мере.
К слову, мне лично встречались люди, которые говорили о том, что в советское время прославляли Ломоносова исключительно как первого ученого «из мужиков». Но ведь вот какой факт — на Западе, а это для наших либералов всех мастей самое главное, именно Ломоносов был первым русским ученым, которого таковым признали!
Оценка Ломоносова как выдающегося деятеля русской науки и искусства зрительно была воплощена в Петербурге в 1892 году, когда на Чернышевой площади (с 1948 года — площадь Ломоносова) перед зданием, в котором находилось министерство просвещения, был установлен бюст Михаила Васильевича работы Пармена Забелло. На тыльной стороне постамента выбит текст пушкинского стихотворения «Отрок»:
Невод рыбак расстилал
по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя
ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять,
будешь помощник царям!
Ломоносов и стал таковым. Хотя далеко не всегда царствующим особам приходилась по нраву деятельность Ломоносова.
На выставке «Государственный ум большой широты» (так сказал о Ломоносове Мстислав Келдыш. — А. Е.), открывшейся в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина, есть интересная записка, хранящаяся в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Она написана рукой Екатерины II и датирована 13 мая 1763 года. За девять дней до этого императрица издала указ о присвоении Михаилу Васильевичу звания статского советника, а теперь требовала его «обратно прислать», «если указ о ломоносове еще не послан из Сената».
Не думайте, читатель, фамилию ученого с маленькой буквы напечатали не по недосмотру корректоров газеты, — это Екатерина так написала. Может, в данном случае проявилось ее отношение к Ломоносову. Впрочем, статским советником Ломоносов все же стал. 15 декабря того же 1763 года.
Посещение этой выставки, составленной исключительно на документальной основе и иллюстрирующей деятельность ученого, направленную на благо общества и процветание России, будет полезно всем от мала до велика.
Процитирую весьма пришедшийся мне по сердцу фрагмент его работы «О языке», посвященной наследнику Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I: «Тупа Оратория, косноязычна Поэзия, неосновательна Философия, неприятна История, сомнительна Юриспруденция без Грамматики».
А сколько таких на первый взгляд простых, но абсолютно верных по сути мыслей сосредоточено в его «Рассуждении о размножении и сохранении российского народа»!
Возвращаясь к прославлению первого ученого «из мужиков» в советское время, замечу, что в Ленинграде его имя впервые появилось в 1925 году, когда бывший Императорский фарфоровый завод, переименованный к тому времени в Государственный фарфоровый завод, стал носить имя Ломоносова. Присвоение его имени было приурочено к двухсотлетию Академии наук. С недавнего времени ЛФЗ снова стал ИФЗ, хотя Россия не стала империей и императора в ней нет.
Но есть улица, площадь и мост Ломоносова, город Ломоносов, станция метро «Ломоносовская» и Ломоносовский сквер рядом с ней. Есть музей Ломоносова в здании Кунсткамеры.
Есть и памятник Ломоносову, образ которого прекрасно передали скульпторы Валентин Свешников и Борис Петров. Памятник, открытый в 1986 году к 275-летию ученого, заслуженно занял место между Университетом и Академией наук на Университетской набережной, в створе Менделеевской линии.
Петербург без Ломоносова немыслим.
Алексей ЕРОФЕЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ