Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Государство нам послужит

Власть обязана стать служанкой общества — в том числе в чисто утилитарном смысле

 

Власть обязана стать служанкой общества — в том числе в чисто утилитарном смысле

 

 

Закон на эту тему появился в России уже почти год назад. Но только теперь доходит дело до его полного и неукоснительного соблюдения. В частности, на днях правительство утвердило перечень услуг, которые обязаны предоставлять нам федеральные, региональные и муниципальные власти и структуры в электронном виде. Подробнее об этом — в очередном выпуске приложения «Наши права».

К нашим услугам

Сферу услужливости власти по отношению к гражданам  регулирует специальный Федеральный закон от 27 июля 2010 года 

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Год, прошедший после его утверждения, понадобился органам власти, чтобы выпустить в свет тучу подзаконных актов, постановлений, распоряжений, привести будущие услуги государства в стройную систему и открыть во всех регионах МФЦ — многофункциональные центры, обязанные эти услуги предоставлять.

Теоретически полностью система госуслуг должна заработать с 1 июля 2011 года. Однако окончательную свою завершенность она получит только в будущем году, когда нам дадут право получить для доступа к ней универсальную электронную карту. Ну а на днях вышло распоряжение правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 729-р, в котором значится обязательный перечень электронных государственных услуг.

Уже сейчас любой гражданин вправе заказать и получить нужную ему государственную услугу из этого перечня. Видимо, считается, что это тот исчерпывающий круг вопросов, которые государство обязано обеспечивать для граждан в «автоматическом» режиме.

«Дерево» обязательств

В перечне, утвержденном Владимиром Путиным, — 74 услуги, которые уже сейчас нам обязаны предоставлять в электронной форме. Из них 23 вида отнесены к обязанностям федеральных учреждений, 32 — госструктур субъектов Федерации и 19 — муниципальных организаций. В случае Петербурга две последние категории объединены в одну. Все госуслуги должны быть включены в реестр. 

Перечень электронных госуслуг похож на разветвленное «дерево», каждая «ветка» которого — сфера деятельности государства, а «листья» — органы и уровни власти, которые обязаны нам «услужить». «Ветки» включают в себя образование, здравоохранение, культуру, архивный фонд, интеллектуальную собственность, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, физкультуру и спорт, труд и занятость... 

Куда пойти, куда податься

Доступ к «веткам» обеспечен тремя способами — традиционным, через МФЦ и электронным.

Первый всем понятен: чтобы чего-то добиться от органа власти, приходится лично бегать по кабинетам и ждать в очередях. Второй — действовать через МФЦ. Считается, что при этом достаточно обратиться в многофункциональный центр с каким-то первичным заявлением и заключить с ним договор на оказание госуслуги — а дальше уже сотрудники центра сделают все нужное вам сами, по принципу «одного окна». Хотя на деле, как мы могли убедиться, это далеко не так. И наконец, третий путь — электронный — теоретически должен быть доступен через интернет-портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге». Компьютер для этого — если нет своего — вам обязаны предоставить в любом МФЦ. 

Образование

В сфере образования электронные услуги по решению правительства обеспечены с детсадовского уровня. Так, родители вправе использовать электронный доступ в детский сад (начиная с постановки на учет), получать информацию о программах всех типов обязательного, дополнительного и профессионального образования — и местах их реализации. Они вправе по Интернету узнавать результаты экзаменов (в том числе ЕГЭ), тестирования, иных вступительных испытаний. Можно следить за текущей успеваемостью ученика, заглядывать в его дневник и в школьный журнал успеваемости...

Библиотека на дому

В сфере культуры государственные услуги вполне можно считать бесценными — особенно в части доступа к базам данных. Так, каждый из нас вправе прямо из дома получить доступ к библиографической информации сводного электронного каталога библиотек России, к библиографии  государственных библиотечных фондов. А также — непосредственно к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в любой муниципальной, региональной и федеральной библиотеке. В том числе — к фонду редких книг. Правда, только с учетом соблюдения требований законодательства РФ об авторских и смежных правах.

Помимо этого каждый город и регион обязан организовать полный доступ к информации о всех событиях в сфере культуры на своей территории и обеспечивать запись на все обзорные, тематические и интерактивные экскурсии во всех государственных учреждениях культуры.

ЖКХ

Уже сейчас горожане вправе в электронном виде подавать «в инстанции» документы на согласование перепланировки и переустройства жилого или нежилого помещения. Решение о согласовании или об отказе заявители также получат по Интернету. То же касается перевода жилого помещения в нежилое (и обратно).

Кроме того, по Интернету теперь можно запросить копию финансово-лицевого счета, выписку из домовой книги, справки и любые иные документы в сфере ЖКХ, выдача которых относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта РФ.

Медицина: от записи до экспертизы

В области здравоохранения возможности шире. Город теперь обязан  осуществлять в электронном виде запись на прием к любым врачам — от поликлиники до стационара, принимать заявления об оказании первичной помощи, ставить пациентов на соответствующий учет, выдавать направления на стационарное лечение в больницах города и специализированных клиниках, направлять горожан на прохождение медико-социальной экспертизы.

Точно так же теперь можно подавать заявки на дополнительное стационарное обследование — в том числе для направления на лечение за границу. В электронном виде можно бронировать время и место лечения в федеральном и городском госучреждении здравоохранения, получать  информацию о порядке оказания специализированной медпомощи и направление на нее, оформлять заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и вносить данные заявителя в лист ожидания, получать направления в больницы...

Если вы нуждаетесь в социальном обслуживании, в том числе в получении социально-бытовых и медицинских услуг на дому, также можно подавать заявки в орган соцзащиты в электронном виде, не выходя из дома.

Безработным, и не только

Город обязан организовать целый ряд электронных услуг в сфере занятости. К ним относятся: 

 

  •  прием заявлений об участии в оплачиваемых общественных работах и предоставление информации об организации таких работ;
  •  прием заявлений о временном трудоустройстве подростков в свободное от учебы время, безработных «вообще» и безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников колледжей и ПТУ, ищущих работу впервые;
  •  прием заявлений об оказании содействия в поиске подходящей работы;
  •  прием заявлений о профориентации граждан в целях выбора профессии, трудоустройства и профессионального обучения;
  •  выдача рекомендаций и предложений по их реализации с перечнем оптимальных профессий с учетом индивидуальности гражданина и положения на рынке труда.

 

И кое-что еще

Приятной неожиданностью для градозащитников окажется доступ через Интернет к реестру сведений о госэкспертизе проектов будущей застройки. Для тех, кому нужны различные архивные справки, жизнь также становится легче: любые государственные и муниципальные архивы также обязаны теперь принимать электронные заявки на предоставление архивных документов (справок, выписок и копий).

Кроме того, целый раздел распоряжения правительства касается электронных услуг в части обеспечения интеллектуальной собственности. 

С получением — проблемы

Напомним, все эти услуги должны быть предоставлены государством в том числе и в электронном виде. Сужать их перечень регионы не вправе, расширять — пожалуйста. Мы попробовали выяснить, доступны ли все эти прелести в Петербурге уже сейчас. И оказалось: до идеала, очерченного распоряжением правительства, — как до неба. 

Правда, перечень доступных госуслуг в Петербурге шире, чем в большинстве других регионов страны. Сейчас на портале госуслуг Петербурга их числится 289. Однако из перечня в 74 электронные госуслуги доступны буквально единицы. Например, электронная запись в очередь в детсады. Причем претензий к ее исполнению — множество. А вот записаться к врачу через интернет-портал госуслуг нам так и не удалось. В отдельных поликлиниках это практикуется через их сайты. Но ведь весь смысл в том, чтобы абсолютно все госуслуги были доступны из единого электронного окна! У нас же многие электронные услуги пока только продекларированы, фактически же они доступны только при походе «ножками» в МФЦ или непосредственно в госучреждения. В электронном виде их все еще продолжают «тестировать». 

Электронные госуслуги предоставляются только зарегистрированным пользователям или владельцам карт доступа к электронным услугам Санкт-Петербурга через персональный раздел портала госуслуг — «Личный кабинет». При этом стабильная работа портала гарантируется только при использовании браузера Microsoft Internet Explorer 7.0. и выше. А что делать тем, у кого «оно» ниже? Покупать и ставить? А если кто вообще этой «бякой» не пользуется из принципа?

С картами вообще чехарда. Выпускать карты и выдавать их бесплатно в Петербурге обязан ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (СПб ГУП «СПб ИАЦ»). Однако заявления на их выдачу будут приниматься только с 1 января. И еще. Как совместить существование «местной» карты с планами правительства РФ выпустить в следующем году единую общероссийскую — вообще неизвестно. 

Другой путь — получение USB-ключей с электронной подписью для авторизации на портале госуслуг. В Москве на минувшей неделе начата их продажа. В течение месяца в разных регионах РФ появятся еще 80 аналогичных точек. Ключ вам продадут только при предъявлении паспорта и свидетельства обязательного пенсионного страхования. 

Естественный вопрос: какие продажи, если большинство госуслуг должно предоставляться бесплатно? Естественный ответ: таким образом нам «облегчают»… доступ к госуслугам. По словам авторов новшества, без USB-ключа приходится долго горбатиться, получая логин и пароль обычным способом: через анкету на сайте, коды подтверждения по электронной почте и SMS, проверку данных в ФНС и ПФР и, наконец, получение письма от Почты России с третьим кодом... 

В общем, опять поманили морковкой. А когда она будет доступна для употребления — неизвестно. 

Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх