Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Государство не может помогать всем и в равном объеме»

На вопросы читателей отвечает Александр Николаевич Ржаненков, председатель комитета по социальной политике

На днях в редакции «ВП» проходила очередная горячая линия с участием председателя комитета по социальной политике. Желающих получить разъяснения, что называется, из первых рук оказалось много. Отметим: Александр Ржаненков лично обзванивал всех тех, кто не смог дозвониться непосредственно во время горячей линии, но оставил свои телефоны. Но, к сожалению, кто-то из читателей вообще не смог в это время дозвониться до редакции.

«ВП» обязуется и впредь проводить подобные горячие линии. Вы также можете напрямую задать свои вопросы, позвонив в информационно-справочную службу комитета по телефону 334-41-44.

Горячая линия вновь показала, что не все горожане, имеющие право на льготы, знают, на что конкретно они могут претендовать. Нередки случаи, когда люди вообще не представляют, куда обращаться за социальной помощью. Бывают и неправомерные отказы со стороны местных властей в предоставлении тех или иных социальных услуг.

На горячую линию также обращались петербуржцы, чтобы через газету поблагодарить социальных работников, которые приходят к ним на дом.

На социальном такси не каждый льготник сможет поехать

Я заказала социальное такси, чтобы ехать в онкологический диспансер, находящийся далеко от дома, — на конкретное время. Но накануне вечером вернулась из командировки моя дочь и сказала, что отвезет меня к врачу на своей машине. Хотела отказаться от соцтакси, но на часах уже 19 часов, а их телефон работает только до 17.00. А ведь на «мое время» могли записать другого нуждающегося. Обидно, что заявка пропала.
— Вопрос очень правильный. Будем его решать. Нужно сделать так, чтобы после 17 часов по будням, а также в выходные работал хотя бы автоответчик — для того чтобы люди могли в случае необходимости снять заказ. 

У меня онкозаболевание, причем в тяжелой форме. Но дали только II группу инвалидности. У меня вырезан желудок, я вешу всего 40 килограммов. Хожу с трудом. С еще большим трудом преодолеваю ступеньки, в том числе в общественном транспорте. Имею ли я право на социальное такси?
— Необходимость в социальном такси должна быть указана в ИПР — индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается в МСЭ (медико-социальной экспертизе, бывшем ВТЭК). Вам нужно обратиться в МСЭ, чтобы там рассмотрели возможность включить потребность в услугах соцтакси в ИПР. Беру этот вопрос под контроль. 

Я и мои знакомые столкнулись с тем, что социальное такси везет только до ворот кладбища. А дальше — как хочешь добирайся. Но если человек плохо ходит, он добраться до нужного захоронения физически не в состоянии!
— Подобные вопросы должны быть отрегулированы администрацией кладбища. Либо нужно давать возможность доехать как можно ближе до захоронения, либо пересаживать больного человека на местный транспорт. Например, на электрокар, который и доставит до нужного захоронения. Другое дело, что для этого нужно привести в порядок дороги. 

Эти вопросы мы будем обсуждать с соответствующим комитетом и будем договариваться с администрацией кладбищ о предоставлении подобных возможностей. 

Почему социальное такси не везет на кладбище, расположенное на территории Ленинградской области?
— В перечень социально значимых объектов входят только кладбища, находящиеся на территории, административно подчиненной Санкт-Петербургу. 

Почему теперь поездка на кладбище, на вокзал стала за 50 процентов стоимости, тогда как в недавнем прошлом она обходилась в 10 процентов? Спрашивает инвалид I группы. То есть фактически вы ограничили доступ к таким объектам.
— Извините, но подобные объекты все-таки не приоритетные. И люди достаточно редко ездят в такие места. Напомню: бюджет — очень жесткий, и денег на социальное такси выделяется ограниченно. 

Это решение было вынужденное. Оно было связано с тем, что ряд льготников неоправданно много ездили на социальном такси, возя на нем своих родных и знакомых. Некоторые граждане умудрялись накатать на десятки тысяч государственных рублей в месяц. Новая система оплаты услуг социального такси, в которой четко расставлены приоритеты, более справедлива.

Требуется помощь

Проживаю в здании бывшего общежития 39-го стройтреста на 7-й Красноармейской улице, 49. Треста давно уже нет. Когда здание передавалось в юрисдикцию города (лет десять назад), нам пообещали полный ремонт. Ремонт начали года три назад, да мало что сделали. Куда нам обращаться? Сделать ремонт за свой счет нам, разумеется, не по средствам.
— Прежде всего обратитесь в районную администрацию (желательно с коллективным письмом). Можно также обратиться в жилищный комитет. Со своей стороны буду сопровождать этот вопрос.

У меня небольшая пенсия — 8300 рублей, со всеми доплатами — около 9 тысяч в месяц. Вынуждена покупать дорогостоящие лекарства — и сердечные, и диабетические. От диабета покупаю очень дорогое лекарство, которое заменяет инсулин. В списке препаратов для льготников его и нет. Хотела получить компенсацию за лекарство, но мне не дали. Сказали, что нужна справка о доходах дочери. Но дочь зарегистрирована со мной в квартире, а реально проживает в другом месте. К тому же сейчас она вступила в ипотеку и все ее деньги уходят на выплаты. Она мне не в состоянии помогать материально! Что делать? 
— Законодательство четко говорит, что при решении вопроса о предоставлении матпомощи учитываются доходы всех членов семьи, зарегистрированных на общей жилплощади. 

Я ездила в санаторий, мне путевку после больницы дали. Ездила далеко, в Ессентуки. Дорога дорогая. И мне ее не оплатили, хотя другим оплачивают.
— Можно ли вам помочь в этом случае, будем решать вместе с социальными службами района. Думаю, что какую-то помощь сможем оказать. 

Я прописана в одном районе, проживаю в другом. Пенсионерка, инвалид I группы. Трачу много денег на лечение. Пробовала обращаться за материальной помощью на лекарства в собес района, в котором проживаю. Мне отказали, хотя у меня медицинская карточка оформлена именно в поликлинике этого района. Как же получить компенсацию?
— За компенсацией вам нужно обратиться в органы социальной защиты района, в котором зарегистрированы. Приложите чеки на покупку лекарств, на выполнение медицинских процедур, рецепты от врача, медицинскую карту. 

К вам обращается работающая пенсионерка. Никаких льгот не имею. Взяла потребительский кредит в банке и фактически стала рабой банка. Нужен юрист! Но денег на юриста нет. Хоть бери еще один кредит, чтобы были деньги на юриста, который станет отстаивать мои интересы уже в суде.
— Бесплатная юридическая помощь положена только льготным категориям граждан. Вы к ним не относитесь. Да даже если бы и относились, бесплатная юридическая помощь по подобным сугубо коммерческим вопросам не предусмотрена в принципе. 

Давно знаю одинокую старушку, которая много лет проработала в школе завучем. Живет на улице Орджоникидзе. Ей сделали три операции, отняли ногу выше колена. Она совсем одна, ей необходима сиделка.
— Сообщу об этом социальным службам Московского района. К ней придут представители социальной службы, чтобы посмотреть, в чем именно она нуждается и чем конкретно можно ей помочь. 

На углу улицы Сизова и проспекта Королева вот уже два года обитает довольно молодая бомжиха (лет сорока, не больше). Иногда забирается на скамейку на остановке, иногда под кусты. Если поначалу она была довольно опрятна и передвигалась самостоятельно, то теперь она может только ползать. Видела, как в сильный дождь она забилась в щель между забором и грузовой фурой. Местное население ее как-то подкармливает. Иногда ей дают деньги, которые у этой больной женщины забирают бомжи-алкаши. Женщина явно не в себе. «Скорую» вызывали неоднократно, но ее не забирали — мол, она отказывается от госпитализации (а женщина просто не соображает, что делает, и всего боится). Полиция тоже в курсе. Грядут морозы, она же погибнет на наших глазах! Почему бездействуют социальные службы?
— Для людей без определенного места жительства есть дома ночного пребывания. Если есть необходимость, отправляем и в специализированные интернаты. Будем разбираться с этим случаем.

У моей соседки — одинокой пенсионерки — украли пенсию. Что делать? Ей не на что жить. Помочь некому. Сбережений никаких. И за квартиру платить нечем.
— Необходимо обратиться в районный отдел социальной защиты или комплексный центр социального обслуживания по месту жительства.

Мою пожилую знакомую фактически выселяют из квартиры. Невестка делает все, чтобы ее выжить. Сын молчит. Жаловаться на них знакомая не хочет: жалеет сына и маленькую внучку. Уже ночует по знакомым. Может ли она временно пожить в каком-либо социальном отделении?
— Для получения помощи обратитесь в комитет по социальной политике или кризисный центр помощи женщинам (Московский пр., 206).

Кто может претендовать на бесплатное питание в социальном центре?
— Мы оказываем помощь, в том числе и материальную, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо обратиться с заявлением на предоставление материальной помощи, в том числе и на получение бесплатных талонов на горячее питание, в комплексный центр социального обслуживания по месту жительства. 

Где положенное инвалиду? 

Когда наладится бесперебойное снабжение жизненно необходимыми лекарствами инвалидов по болезни Паркинсона?
— Помощь больным этим недугом — очень актуальная тема для города. На днях мы были вместе с вице-губернатором Ольгой Казанской в общественной организации «Хэсэд Авраам». Это единственная организация, оказывающая услуги таким больным. Мы разговаривали о возможном расширении спектра услуг. Думаю, вопросы будут решены положительно. 

Что касается лекарственных препаратов, то снабжение ими — в ведении комитета по здравоохранению. Я свяжусь с руководством и обговорю ситуацию.

Когда вернетесь к прежней системе обеспечения инвалидов подгузниками: ближе к районам проживания и своевременным проплатам за получение подгузников нужной модификации?
— Как вы знаете, снабжение средствами реабилитации — теперь прерогатива Фонда социального страхования. Действительно, бывают перебои с поставками. Но там достаточно большое недофинансирование. 

Сейчас на федеральном уровне прорабатывается вопрос о сокращении числа работников федеральных служб и, соответственно, о передаче ряда функций с федерального на региональный уровень. Убежден, что функцию снабжения инвалидов средствами реабилитации должен взять на себя город. Как только нам передадут эти полномочия, у нас появится законная возможность вкладывать в программы деньги города (с сохранением и федерального финансирования). То есть средств на закупки будет значительно больше. Сегодня город не имеет права заниматься данными вопросами. 

У меня проблемы с получением ортопедической обуви. Ее на фабрике, находящейся на проспекте Римского-Корсакова, делают фантастически долго — с 25 апреля! Причем летнюю пару. Пригласили на примерку только 26 августа. Обувь не подошла, качество изготовления — крайне низкое. Оставила на переделку. 16 сентября опять пригласили на примерку. И… оставили на доделку. Сейчас уже октябрь заканчивается, а летняя пара обуви еще не получена. Значит, зимнюю пару обуви (а полагается две пары — летняя и зимняя) я вообще в этом году не получу!
— Ваша история действительно вопиющая. Я переговорю с руководством фабрики ортопедической обуви. 

Кто-то отвечает за качество и сроки изготовления ортопедической обуви?
— Директор фабрики и персонал. Надеюсь, что в следующем году ситуация улучшится. 

Моей родственнице 87 лет, она лежачая больная, в очень тяжелом состоянии. Сейчас оформляю на нее инвалидность. Но нам сказали, что после того как подадим все полагающиеся документы на медико-социальную экспертизу, придется ждать два месяца до ее прохождения. Но сейчас очень нужны памперсы и прочее для нее. А нам предлагают ждать два месяца. Что делать?
— Снабжение памперсами и другими техническими изделиями — прерогатива Фонда социального страхования. Что же касается двухмесячного срока ожидания МСЭ, то я обращусь туда с просьбой ускорить прохождение экспертизы, учитывая вашу сложную ситуацию и необходимость оказания экстренной помощи. 

Я два года подряд подаю заявление на предоставление мне как инвалиду санаторной путевки. И два года не могу ее получить. Как я понимаю, никто не гарантирует, что путевку получу и в следующем году. Могу ли я получить компенсацию за путевку?
— Обеспечение санаторными путевками — прерогатива Фонда социального страхования. По данной статье — очень большое недофинансирование. В этом году санаторно-курортным лечением обеспечат только 9341 петербуржца (а на самом деле еще и меньше, поскольку многие дети-инвалиды едут с сопровождающим, то есть на них нужно сразу две путевки). Общее же число заявок на путевки в 2013 году — 32 676.

Компенсации за недополученные путевки законом не предусмотрены. Напомню: стоимость санаторно-курортного лечения, входящего в так называемый соцпакет, всего 99 рублей 25 копеек (то есть граждане, отказавшиеся от этой части соцпакета, получают 1191 рубль в год). На такие деньги, как вы понимаете, никакой путевки не купишь. Но вы не сможете получить за этот год и эту сумму, поскольку не отказывались от этой части соцпакета. Выплата возможна только в следующем году (при условии отказа от этой части соцпакета). 

Создание комфортной городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями и граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию, — одна из основных задач комитета по социальной политике правительства Петербурга.

Информационно-справочная служба комитета по социальной политике

Телефон 334-41-44 (ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 8.30 до 17.20, в пятницу с 8.30 до 16.00). По вопросам социального обслуживания можно обратиться в районные отделы социальной защиты,  в комплексные центры социального обслуживания, центры реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Записаться на личный прием к Александру Ржаненкову, председателю комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, можно по вторым четвергам каждого  месяца с 9.30 до 13.30. Запись на прием осуществляется при личном обращении и предъявлении паспорта по адресу: 4-й подъезд Смольного. Также Александр Ржаненков ежемесячно проводит выездные приемы граждан в районах Санкт-Петербурга.

Обращение в комитет по социальной политике можно направить в электронном виде.

↑ Наверх