Граффити — это территория свободы!
В рамках международного арт-форума «Граффест» участники всемирно известной голландской граффити-команды «Lastplak» устроили мастер-класс для российских художников
Все желающие могли потренироваться в создании настенных картин с применением баллончиков с краской и получить дельные советы от признанных мастеров.
«Настоящий художник не станет разрисовывать историческое здание!»
Солнце, ветер, запах краски. Пришедшие ребята не только щелкали фотоаппаратами, делая снимки для своих блогов, но и внимательно следили за тем, как ржавый, буквально вросший в землю микроавтобус, видимо испокон веков валявшийся на территории Центра культуры «Красное Знамя», что на Корпусной, 13, превращается из горы металлолома в арт-объект.
Мы отвлекли от творческого процесса одного из голландских граффитистов по имени Милан, чтобы задать ему несколько вопросов.
— Понравились ли вам русские граффитисты? Можете им что-нибудь посоветовать?
— Мне кажется, что им мои советы не нужны: я увидел ребят, владеющих мастерством граффити на весьма высоком уровне и при этом работающих в разных стилях. Конечно, я обратил внимание на то, что на многих оказало большое влияние граффити «старой школы», в духе Нью-Йорка, что в принципе логично — Петербург такой же огромный город, и в этом настроении мегаполиса работы имеют некоторую схожесть. Однако приятно видеть, что русские граффитисты не занимаются копированием, а развивают собственный яркий стиль.
— Граффити, несомненно, искусство. Но в определенный момент оно становится вандализмом. Как в Европе умудряются сохранять эту грань?
— Главное различие между искусством граффити и вандализмом — это восприятие публикой. Как вандализм оно воспринимается тогда, когда разрушает чужую собственность и уродует какие-либо здания, в том числе охраняемые государством как национальное достояние. Настоящий художник никогда не полезет с баллончиком разрисовывать какое-то здание в центре, он будет этим заниматься там, где дозволено. Хулиганы же, оставляющие свои рисунки, где попало, должны быть наказаны по закону.
— Что вдохновляет вас на создание граффити?
— Я особо никогда не изучал историю граффити и стрит-арта. Меня вдохновляет история: люди, события. Я вообще считаю, что это территория свободы, где каждый волен выражать мысли и чувства, которые владеют им в конкретный момент.
— Имеются ли какие-либо отличия граффити русского и европейского?
— Мне кажется, особых нет. Наоборот, граффити — это то, что объединяет россиян и людей из других стран. У нас в мире достаточно барьеров: язык, политики, государственные границы. А граффити — это страсть, которая объединяет нас, и, рисуя или разглядывая рисунки друг друга в Интернете, мы общаемся без слов. И, несмотря на то что между нами тысячи километров, мы все равно вместе.
«Нужно просто дать ребятам возможность творить!»
Нельзя было не пообщаться и с художницей Светланой Петровой, изобретателем концепции «Граффеста» и продюсером фестиваля «Мультивидение». Говорили, конечно же, о граффити и его сложных отношениях с нашим городом.
— Чему учит «Граффест»? Вот приехали граффитисты из Голландии, объясняют всем желающим, как правильно брызгать из баллончика на стену… Общая-то идея какая?
— Общая идея в том, чтобы показать, что мы в силах с помощью искусства украшать и изменять окружающую реальность к лучшему. Вот смотрите – стоит ржавый микроавтобус, который и на лом не примут. Его раскрасили, и он стал предметом искусства. У нас в городе есть множество мест, которые можно облагородить таким образом: страшные заборы, уродливые брошенные стройки. Мы можем сделать из своего мира, который предстает временами весьма серым и жутковатым, что-то яркое и воодушевляющее.
— Большинство людей подча, считают, что стрит-арт, и граффити в частности, как любое молодежное движение, вот-вот выйдет из-под контроля и на Исаакии нарисуют плохое слово…
— Помимо граффити мы развиваем и другой вид уличного искусства — цифровое. На разведенном крыле Троицкого моста мы показываем отличные мультфильмы, и от этого ничего не разрушается.
— Но народ-то боится баллончиков, и в понимании многих после разрисованного старого автобуса их «логан» будет следующим!
— Как сказал наш голландский друг, настоящий художник не будет разрисовывать то, что нельзя. В Праге, в Берлине, в Амстердаме есть зоны для уличного творчества, куда приходит человек и начинает реально учиться создавать что-то красивое, а не малевать под покровом ночи на стене. Нужно просто давать ребятам возможность творить, позволить искусству идти дальше. Тогда наше общество будет развиваться гармонично.
— И как, будут свободные зоны для творчества в Петербурге?
— В прошлом году мы написали письмо губернатору с просьбой создать одну-две зоны для граффити, где люди могли бы просто порисовать. Ответ пришел довольно формальный: «подавайте проекты, согласуйте их» и так далее. Если бы они позволили развиваться такому объекту в тестовом режиме, то увидели бы, насколько это востребовано.
— Как по-вашему, что чиновникам мешает пойти навстречу стрит-арту?
— Они просто боятся, что общественность не поймет их решений, что их либо не изберут вновь, либо уволят. Но они должны быть готовы пойти навстречу развивающемуся миру, в конце концов это их работа.