Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Граждане садоводы, пора объединяться

Где-то хорошо, а где-то — ни света, ни дорог, ни медицинского обслуживания

Недавно в редакции «ВП» прошла горячая линия, темой которой стали проблемы садоводов. Ведь очень многие петербуржцы не представляют себе жизни без своих дач, даже очень-очень скромных. А совсем скоро — весна, и петербуржцы массово поедут на свои родные шесть соток.
На вопросы читателей отвечали Василий ЗАХАРЬЯЩЕВ — президент Союза садоводов России, Владимир МУСАТОВ — юрист Союза садоводов, Яна ПРИВАЛОВА — врач Союза садоводов, Николай ПУТИН — организатор Центра социальной поддержки садоводов.


 


Мы пойдем на огород
Нам лет двадцать назад от Кировского завода давали землю под огороды на Волхонке. Землю брали в краткосрочную аренду, которую затем продлевали. Теперь прошел слух, что наши земли отберут под строительство частных домов. Что же делать?
— В подобной ситуации оказались очень много людей, взявших участки под огороды. От Союза садоводов мы обращались к главам Петродворцового и Ломоносовского районов с просьбой оставить эти участки именно как огородничество. Так что продолжайте выращивать на своем участке свеклу, картошку и прочее. Никто вас в обозримом будущем не выгонит. А вот оформить ваши участки как садоводческие — не получится.

Мне по наследству досталась квартира в поселке на территории Ленинградской области. Неподалеку от дома — огород. Рядом еще огороды местных жителей. Эти территории осваивали еще бабушка с дедушкой, лет 50 назад. Документов на огороды нет ни у кого. Да и кто тогда думал о документальном оформлении земли? Что теперь делать, можно ли как-то оформить право на эти маленькие участки?
— Возможно, документы все-таки остались. Поспрашивайте соседей. Даже если они утеряны, их можно восстановить. Если же документов нет, то сейчас для вас единственный вариант — оформить данный участок в краткосрочную аренду (не более чем на 3 года). Соответственно, затем аренду придется продлевать. Заявление с указанием причины — почему вам нужен именно этот участок (то есть вы являетесь собственником квартиры в доме) — подается в местный муниципалитет. Лучше, если с подобными заявлениями обратятся сразу несколько человек, чьи огороды расположены рядом с вашим.

Еще мои родители долгое время снимали дачу под Зеленогорском. Мой отец очень давно на свободном маленьком участке, прилегающем к свалке, вскопал огородик. И на протяжении нескольких десятилетий мы что-то там сажали. Огород маленький, никакого дома на этой территории не построишь, так что на участок, кажется, никто не претендует. Но все-таки я могу как-то его узаконить?
— Для вас выход только один: обратиться в КУГИ Курортного района за оформлением участка в аренду (максимальный срок — на 3 года). Далее будете переоформлять документы. А пока что ваш огород — самозахват. В заявлении напишите причину: например, что вы снимаете там дачу.


Можно справку?
Звонят из садоводства «Климовец», расположенного на территории Выборгского района Санкт-Петербурга. У нас беспредел: годовой членский взнос — 19 тысяч рублей, это же огромные деньги! Еще за водопровод — 40 тысяч. Все решается без нас. Общее собрание не собирают, все решают представители (что и в устав садоводческого товарищества внесено). А они утверждают предложения председателя. Понятно, что без общего собрания нам ничего не поменять и официально недоверие председателю не выразить. Но как провести собрание?
— Пишите коллективное обращение главе Выборгского района Шмелеву Константину Николаевичу (Большой Сампсониевский, 86, телефон приемной 576-56-09), и мы вас поддержим. Направим соответствующую бумагу от Союза садоводов. Глава района имеет право инициировать общее собрание садоводов.

У меня дача в садоводстве «Сокол» в Никольском, это Тосненский район. Теперь занимаюсь приватизацией участка. Мне сказали, что нужно обязательно сделать межевание. И за это просят 15 тысяч. У меня пенсия гораздо меньше!
— По закону вы можете нарисовать план участка от руки. Специально нанимать никого не нужно. Это позволяет закон «о дачной амнистии».
— Но я не являлась владелицей этой дачи изначально. Я купила ее в 2007 году просто по книжке садовода…
— Вас обманули в 2007 году. При продаже бывшие владельцы были обязаны сделать кадастровый план. Теперь у вас два варианта: либо договариваться с бывшим владельцем, чтобы он оплатил стоимость работ (он же продал вам дачу с нарушением действующего законодательства), либо платить самой.
— К сожалению, бывшего владельца не найти. Это была перепродажа.
— Тогда придется делать кадастровый план. Ищите организацию, в которой кадастровый план можно заказать по минимально возможной цене.

Как должны оплачивать садоводы членские взносы, имея несколько участков в одном садоводстве?
— Стоимость рассчитывается по количеству участков. Сумма взноса умножается на число участков. Никакой сложной схемы подсчета не существует.

У меня участок в садоводческом массиве «Чаща» Гатчинского района. Почему оплата электроэнергии у нас больше, чем в прилегающих к нему населенных пунктах?
— Эта проблема и в других садоводствах. Руководители города и области должны принять решение о переводе садоводств на сельский тариф. При этом город должен будет частично дотировать эти проплаты. Если без доплат перевести садоводов на сельский тариф, то размер доплат будет переложен на предприятия области. А зачем предприятиям области спонсировать петербургских садоводов?
Так что, к сожалению, эту проблему в одном отдельно взятом садоводстве не решить. Такое под силу только руководству Санкт-Петербурга.

Почему у нас в 2011 году налог на земельный участок в 6 соток составлял 330 рублей, а в 2012 году — уже 1000 рублей? Законно ли это, и на каком основании происходит повышение налога? В правлении сказали, что это изменение по Гатчинскому району.
— Это результат совершенно непродуманного Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Согласно закону, налог идет не на благоустройство земель садоводств и прилегающих к ним территорий, а на нужды местных муниципалитетов. И они определяют суммы налога. Но в этом направлении уже проводится работа. Надеемся, что ситуации изменится. Пункт об изменении налогообложения уже внесен в наказ избирателей Владимиру Путину.

Мои соседи без спроса заняли три метра защитной зеленой зоны, которая была посажена между нашими участками еще лет пятьдесят назад. Это примерно половина зоны. Соседи уверяют, что по закону «о дачной амнистии» все можно. Мол, раз ничье конкретно, значит, их. Они правы?
— Нет. «Дачная амнистия» — это не захват земли, а узаконивание прав на землю, которую человек возделывал и на которую в свое время не получил документов. К вашим соседям это не относится, их действия — противозаконны. Пожалуйтесь в правление вашего садоводства. Если конфликт уладить не удастся и ваши соседи по-прежнему будут хозяйничать на защитной зоне, идите уже с иском в суд. Юридическую консультацию можно получить в Доме садовода, в Центре социальной поддержки садоводов.

Хочу на своем участке построить баню. Но мне сказали, что любую постройку нужно согласовывать. Но у всех соседей бани есть, и никто никогда ничего не согласовывал.
— Подавляющее большинство подобных построек: бань, летних кухонь, мастерских — построено без соблюдения требований законодательства. В случае возникновения конфликтов это грозит штрафами, а возможно, и предписанием снести (или перенести) постройку.
Если все-таки строить баню без согласований, то нужно помнить: ее нельзя возводить перед фасадом дома, нельзя строить рядом с забором. А слив воды должен быть только на территории вашего участка, но никак не в канаву общего пользования.


Вопрос из «партизанского штаба»
Наше садоводство — в Трубникове. Подъездная дорога к садоводству (это 4 километра) в жутком состоянии...
— Мы обращались в правительство Ленинградской области с просьбой сделать нормальную дорогу в деревню Трубниково. Нам ответили, что в Ленинградской области еще осталось 200 деревень, к которым не проложены хорошие дороги, и что средств на дороги для садоводов из Петербурга в областном бюджете нет.
Рекомендуем обратиться с коллективным заявлением в Смольный, к новому вице-губернатору, курирующему социальные вопросы, — Ольге Александровне Казанской. Она недавно встречалась с садоводами и обещала выделить деньги на ремонт дорог уже в 2012 — 2013 годах.
Также обратитесь к начальнику Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга Андрею Владимировичу Ляху (Диагональная ул., 4, корп. 2, тел.: 596-20-21, 295-12-29).

Наша дача — в Радофинникове. Поезд идет три с половиной часа, причем в день всего два поезда. Добираться крайне сложно. И безумно дорого. Что в наше, что в другие дальние садоводства проезд в один конец (если ты не льготник) — порядка 300 рублей. Семьей выехать на выходные — мама, папа и двое детей — так нужно две с половиной тысячи выложить. И это при том, что как раз в дальних садоводствах живет народ совсем даже небогатый. Старики уходят из жизни, молодым же наш медвежий угол не нужен. Поэтому с каждым годом все больше заброшенных участков. И электричества у нас по-прежнему нет, хотя неоднократно с нас собирали различные суммы.

— Вопрос с проездом должны решать городские власти. Должен быть создан специальный штаб по подготовке к лету. В частности, вопросы с расписанием, льготным проездом для садоводов (это же совсем просто — например, продавать льготные проездные садоводам и членам их семей по предъявлении членской книжки садовода).

Вообще дорога на Новгород должна быть электрифицирована. Эта дорога имеет стратегическое значение, о чем власти почему-то намертво забыли. В случае возникновения катастрофических ситуаций будет невозможно эвакуировать горожан только по московской дороге.
Напомню: создание дальних огромных садоводческих массивов — результат секретного постановления 1973 года ЦК КПСС. В постановлении было сказано о том, что каждый мегаполис должен выделить загородные участки — в целях защиты населения от ОМП (оружия массового поражения). Именно это была первая и главная задача! И только вторично — что граждане смогут в садоводствах отдыхать и что-то выращивать. Так что по сути эти садоводства должны быть и в ведении МЧС. Тем более что случиться может что угодно. Например, грянут морозы 40 — 50 градусов, коммуникации в городе выйдут из строя. И куда девать людей? А в садоводствах дома, бани можно задействовать.

Если ветку на Новгород электрифицировать, то в район Радофинникова можно было бы «поезда здоровья» пускать. Экологически чистая зона, грибы, ягоды. Утром сел на такой поезд, вечером вернулся (для тех, у кого дачи нет).
И дороги хорошие необходимо сделать! Чтоб и «скорая» проехала, и пожарные машины. Власти позабыли еще и о том, что случается такое несчастье, как лесные пожары. И забыли трагический опыт Грузина, когда там в садоводстве за полчаса выгорело 200 домов.

В Радофинникове в годы войны располагался второй штаб партизанских отрядов (первый — в Смольном). Немцы так и не смогли к нему прорваться: танкам было не преодолеть ваши непроходимые бесконечные болота. Так что историческое это место. И вы там по-прежнему «партизаните» — в нечеловеческих условиях, совершенно неподходящих для мирной жизни в XXI веке. При том что в вашем массиве летом живет до 50 тысяч петербуржцев.

Что касается проведения электричества, то что только не предлагали. Но выход видится один: властям Санкт-Петербурга и Ленинградской области нужно выйти с пилотным проектом о передаче электросетей на баланс специализированных энергообслуживающих организаций. Чтоб было как в городе: платишь за реально потребленную энергию, и все.
Мы со своей стороны пошлем соответствующий запрос новому губернатору.


Где отыскать медиков?
В Радофинникове нет никакого медицинского обслуживания. И «скорая» далеко не всегда проедет: дороги от дождей развезет, и все...
— С медицинским обслуживанием в садоводствах — беда. Из 2983 садоводств медицинские пункты имеют только три — Токсово, Мшинская и Бабино. Причем только в Бабине пункт работает каждый день.

Нам говорят: медицинский пункт нужно лицензировать. Чтобы были достаточной площади помещения, холодная и горячая вода, прочие условия. Но это практически нереально для садоводств. И при этом армейские фельдшерские пункты могут быть просто на колесах, без соблюдения всех этих условий.
Медицинский пункт в Бабине — можно сказать, образцово-показательный. Он работает с 2007 года, причем в системе ОМС. Пациенты ничего не платят (да и что они могут заплатить, если большая часть людей — малоимущие?). По сути это вариант доступной модели медицинской помощи в условиях садоводства. Но его нельзя оставлять без внимания государства. Проплаты из фонда ОМС — мизерные. Пункт нужно обязательно включать в государственные программы по модернизации здравоохранения.
По итогам 2011 года медицинский пункт в Бабине вошел в четверку лучших медицинских учреждений Санкт-Петербурга, перевыполнивших план по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС. Считаем, что программа улучшения медицинского обслуживания садоводов должна быть принята на правительственном уровне.
Решить эту проблему в одночасье, к сожалению, невозможно. Единственное, что можно порекомендовать: чтобы каждое садоводческое товарищество закупило набор медикаментов и средств медицинского назначения. И чтобы они хранились в домах садоводов. Эти дома можно обозначить красным крестом. Чтобы садоводы по крайней мере знали, где они могут получить препараты. Но это, конечно, не может заменить специализированную медицинскую помощь.


Какие документы нужно иметь, чтобы стать законным собственником участка и дома на нем?
 Право собственности на объекты недвижимости подтверждается свидетельством о праве собственности, выдаваемым Регистрационной палатой. Для того чтобы получить свидетельство на дом, нужно представить технический паспорт на строение — то есть документ, удостоверяющий наличие дома. А для получения свидетельства о праве собственности на землю необходимо поставить на кадастровый учет ваш земельный участок. Перечисленные документы являются основанием для получения свидетельства о праве собственности на дом и землю. План участка можно нарисовать от руки.
Однако при купле-продаже придется сделать официальное межевание, то есть пригласить для кадастровой съемки специалиста. Сделка купли-продажи должна быть обязательно заверена в нотариальной конторе, после чего новому владельцу нужно будет обратиться в Регистрационную палату. Ее сотрудники зарегистрируют заверенный нотариально договор и выдадут документ о праве собственности на дом и землю.

↑ Наверх