Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2019

Грустные клоуны нынче не в моде?..

В Большом зале Петербургского музея кукол до 3 июня — выставка «Клоун Белый, Клоун Рыжий».

В зале нашлось место примерно для тысячи клоунов из частных коллекций петербурженок Галины Арбузовой и Марии Сахарук, а также из фондов Музея кукол. 

Карандаш из коллекции Марины Сахарук.

Самые «древние» экспонаты — миниатюрные фигурки известной до войны клоунской пары Пата и Паташона (впрочем, фигурка отечественная и, возможно, художник имел в виду не датскую комическую пару, Харальда Мадсена (Паташон) и Карла Шенстрема (Пат), а их советских подражателей Николая Черкасова и Юрия Толубеева). Знатоки циркового искусства без труда узнают портретных кукол Карандаша, Олега Попова, Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Чарли Чаплина… 

Множество клоунов из фондов музея созданы известной петербургской художницей Мариной Орловой. Марина сделала еще нескольких специально для выставки — клоуна-марионетку, клоуна-неваляшку. И принесла много клоунских головок для пальчикового театра. «Если у вас есть ребенок, ему просто необходим пальчиковый театр — лучшего средства для развития воображения не найти, — говорит Марина. — А сделать такие фигурки несложно: еще Сергей Владимирович Образцов придумал использовать для этой цели шарики для пинг-понга, а вот эти клоуны для пальчикового театра сделаны из яичной скорлупы, обклеенной папье-маше». Несколько клоунов-масок, изготовленных Мариной, смеются разнообразным смехом — правда, устроители выставки посовещались и решили детям их показывать только в руках смотрителя, а то сломают. А еще Марина увенчала головой клоуна «музыку дождя» — наверное, многие видели в сувенирных магазинах полые длинные палки, которые мелодично шуршат, когда их переворачиваешь вверх-вниз.

Клоуны Марины Орловой.

На выставке есть и белые клоуны в длинных одеждах (Пьеро из сказки «Золотой ключик» — типичный Белый клоун), и рыжие — в широченных штанах, с размалеванными лицами и красными носами. «Белых клоунов у нас мало, потому что Рыжий постепенно вытеснил Белого, — объясняет куратор выставки Ольга Костерина. — Рыжий — весельчак и выдумщик, люди смеются над его шутками, а Белый вызывает смех своими злоключениями. Наверное, человечество «повзрослело» и смеяться над чужими неприятностями ему больше неинтересно». 

На выставку можно смело приходить даже с маленькими детьми: экспонаты, правда, трогать руками нельзя, но одна из стен зала увешана кривыми зеркалами из комнаты смеха, а рядом лежат клоунские парики и колпаки: можно вдоволь примерять и дурачиться.

Фото автора
↑ Наверх