Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Признавайся-ка, дружок, из чего твой пирожок

Корреспондент «ВП» выясняла, как распознать нелегальных уличных торговцев

«Пирожки — и горяченькие!» — еще года три-четыре назад этот возглас можно было услышать в самых оживленных местах: у станций метро, на привокзальных площадях, у крупных магазинов. Сегодня стихийная торговля изделиями собственного производства вроде бы иссякла. Взять хотя бы площадь у станции метро «Горьковская»: если еще несколько лет назад здесь в летнее время наперебой торговали с лотков, а то и с самодельных приспособлений разной снедью, то сегодня, кроме газет, с рук в этом месте ничего не продают. Складывается впечатление, что вся торговля у нас мало-помалу переводится в цивилизованное русло.

Наш эксперт на конкретных примерах показал и рассказал, по каким признакам можно определить нелегалов, у которых лучше не покупать продукцию: она может быть состряпана в соседней подворотне в антисанитарных условиях.

— Это обманчивое впечатление, — утверждает руководитель городской организации потребителей Владимир Ростов. — На самом деле бесконтрольная торговля камуфлируется под цивилизованную. 

Одно из самых злачных мест города — Сенная площадь. Кроме стационарных точек, в которых большей частью выходцы из сопредельных стран готовят шаверму, хычины и те же пирожки да чебуреки, здесь располагается еще и масса передвижных торговых точек. 

Многие из них принадлежат известным торговым брендам, которые в летнее время выносят торговлю на улицу. На таких киосках и передвижных лавках дана информация о торгующей организации, которая, как правило, является и производителем продукции: полное название фирмы и номер телефона. Есть у покупателей вопросы к качеству? Они могут обратиться напрямую к ответственным лицам. Но вот мы замечаем аккурат между биотуалетом и киоском мобильного оператора  ларек, на котором аршинными буквами написано: «Пирожки» и ничего больше. Почему-то именно около него толпится народ.

— Вот пример нелегальной торговли, — замечает Владимир Ростов. — От какой организации вы торгуете? — спрашивает он у женщины в окошке. 

— Ничего не знаю, хозяина спрашивайте, — с акцентом отвечает женщина, — он вечером придет.

— А документы можете показать? У вас должен быть сертификат качества товара, — допытывается эксперт.

— Я третий день работаю, документы у хозяина, — талдычит женщина.

— Обратите внимание: люди покупают пирожки здесь, а не в соседнем фирменном ларьке, где даже внешний вид товара привлекательнее, просто потому, что цены здесь ниже.

На Сенной площади мы обнаружили еще три подобные неопознаваемые торговые точки. Одна называется «Пирожковый рай» и торгует чебуреками, пирожками и хычинами. Их продает симпатичная девушка, которая также не смогла ответить, в какой организации работает. 

— Это может означать, что нормального трудового договора с работодателем у нее нет, — комментирует наш эксперт. — Например, нет санитарной книжки, которую должен в первую очередь потребовать работодатель. 

Еще один анонимный лоток торговал горячей кукурузой. Бабушка-продавщица тоже не знала, как называется организация, в которой она работает.

На каждом углу сегодня можно встретить лоток с овощами, фруктами и бахчевыми. 

— Больше половины — тоже нелегалы, — поясняет Владимир Ростов. — Есть  такие, где могут торговать люди, которые не имеют никаких разрешительных документов. Сюда попадают бахчевые, овощи и фрукты, которые не прошли санитарный контроль, были забракованы санинспекторами, или вообще украденные партии. 

Распознать таких торговцев легко, достаточно спросить у них, от какой организации они торгуют и где она находится. Если продавец увиливает от ответа, лучше не покупать у него. 

— Уличная торговля — киоски и лотки — не подлежит  лицензированию и сертификации, — разъяснила начальник отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Дмитриева.

Санитарно-эпидемиологическое обследование подобных торговых точек при их открытии также не производится. Предприниматель должен просто уведомить Роспотребнадзор об открытии ларька. В то же время, по информации специалистов  КЭРППиТа, «размещение временных объектов торговли производится в соответствии с адресной программой земельных участков, отведенных под таковую».

То есть автолавки, сетки для торговли бахчевыми и прочие объекты не могут располагаться где вздумается. Прежде чем занять участок, предпринимателю необходимо обратиться в районную администрацию с просьбой выделить земельный участок под торговлю. Это заявление, пройдя согласования в муниципалитете, на Общественном совете по малому предпринимательству, в нескольких городских комитетах — по земельным ресурсам, по благоустройству, КГА, КУГИ и ГИБДД, попадает в комитет экономического развития, где и выносится решение: включать или не включать его в адресную программу. И если решение положительное, то это еще не значит, что предприниматель может начать торговлю. После включения в адресную программу участок должен быть выставлен на торги. И выиграет ли заявитель — большой вопрос. «Стоимость аренды квадратного метра земельного участка в ходе торгов может вырасти в десятки раз», — отмечают в КЭРППиТ.

— По крайней мере процентов тридцать — сорок из тех, кто торгует на Сенной и в других подобных оживленных зонах, скажем, у метро «Озерки», — нелегалы, — утверждает Владимир Ростов, — так как у них нет возможности легальным путем заполучить участок под торговлю. Однако полицейские рейды по их выявлению проходят крайне редко. К тому же штрафы, которыми наказывают самостийных торговцев, несравнимы с доходами от торговли. 

Не стесняйтесь требовать у торговцев сертификат качества продукции и другие документы. Если их нет — лучше отказаться от покупок в данной торговой точке.

↑ Наверх