Всё суета и томление духа...
До 11 августа в Голубом зале Научно-исследовательского музея Академии художеств открыта выставка «Неизвестный И. Л. Аскназий. «Суета сует»
Вообще-то «неизвестный такой-то» говорят, когда выставляются/исполняются/публикуются неизвестные широкой публике произведения кого-то известного. Но академика исторической живописи Исаака Львовича Аскназия (1856 — 1902) скорее можно назвать незаслуженно забытым художником. А фигура эта крайне интересная: мальчик из хасидской семьи, которому отец каким-то чудом разрешил учиться на художника и который стал первым евреем — профессором Академии художеств. Великий пейзажист Левитан по религиозным соображениям никогда не изображал на своих картинах людей — это за него делали друзья-художники. А вот Исаак Аскназий стал историческим живописцем, хотя с иудаизмом никогда не порывал.
Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. 1878.
Самая ранняя картина на выставке — созданная еще в академические годы — «Авраам изгоняет из дома Агарь» (1878 г.). «Главным поводом для выставки было завершение реставрации картины, — объясняет куратор выставки Вероника Богдан. — Она была покрыта толстым слоем лака, очень потемнела. А когда реставраторы ее расчистили, мы были потрясены: оказалось, здесь невероятный пейзаж, и сами образы решены очень интересно». В композиции заметны следы ученичества, особенно в фигуре самого Авраама, но дорогого стоят поза и взгляд Агари и диковатый отрок Измаил, засунувший в рот палец. Эта картина принесла молодому художнику Малую золотую медаль.
Во время поездки в Италию художник написал картины «Моисей в пустыне» (демонстрируется на выставке) и «Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя» (находилась в собрании Харьковского художественного музея, погибла во время войны, остался только эскиз). Хотя основным интересом художника были ветхозаветные сюжеты, он обращался и к новозаветным, но при трактовке последних его больше интересовали второстепенные персонажи. А вот в картине, давшей название выставке, — «Экклезиаст. Суета сует» (1899 г.) — главный интерес для художника представляет фигура старого и мудрого царя Соломона.
Вернувшись из Италии и поселившись с семьей на Васильевском острове, художник продолжал работать, но в 1902 году, не дожив и до пятидесяти, скоропостижно скончался.
«У художника остались потомки, они передали нам несколько картин, причем безвозмездно, — рассказывает Вероника Траяновна. — А вот «Моисея» нам совершенно неожиданно вернула Третьяковская галерея. Забирали-то в 1920-е Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка у нас одно, а возвращали потом со скрипом и другое, но в данном случае мы очень рады — академический художник вернулся в академию».
Метки: Музейное дело Выставки Не пропусти!
Важно: Правила перепоста материалов