Грузия вступилась за сулугуни
Регистрация национальных брендов защитит потребителя, поясняют специалисты
Грузины отказали россиянам в праве производить чачу, сулугуни, хачапури и чурчхелу (сладость из нанизанных на нитку орехов в загустевшем сиропе на основе виноградного сока). Более 30 продуктов отныне могут «произрастать» только на грузинской почве. Эта новость недели вызвала очередной ажиотаж на тему «наших бьют». Мол, теперь таджики запатентуют плов, белорусы — драники, израильтяне — цимес-хумус и так до бесконечности, самим россиянам даже борща не достанется, поскольку тот родом с Украины.
— Что будете делать со своим сулугуни? — обратился «Вечерний Петербург» в одно из частных фермерских хозяйств Ленобласти, специализирующихся на изготовлении этого сорта сыра из молока нечерноземных буренок.
— Вероятно, переименуем его в некий сыр по традиционным кавказским рецептам, — согласились на ребрендинг фермеры.
И это был правильный ответ, как убедились мы, получив комментарий Вадима Ускова, одного из ведущих в Петербурге специалистов в области авторского права, патентного права и регистрации товарных знаков.
На каждый сулугуни найдется «сыр кавказский»?
— В ажиотаже вокруг этого шага Грузии, якобы запатентовавшей свои национальные бренды, много ненужных эмоций. Они идут от путаницы в терминах, — пояснил Вадим Валерьевич. — К патентам происходящее не имеет никакого отношения. Речь идет о таком инструменте, как защита наименования, связанного с местом происхождения товара. Передача в руки Роспатента подобного списка товаров другой страной — это рядовое техническое действие. По некоторым сведениям, такого рода список нам передавали французы, и в России уже давно никто не вправе получить монополию на шампанское или на бордо. А во Франции и в Грузии, как и повсюду за пределами России, никто не вправе регистрировать и производить нашу хохлому, гжель, ломоносовский фарфор, русскую водку. В самой же России вологодское масло вправе выпускать только вологодские предприятия, а тульский пряник — лишь зарегистрированные в Туле производители. И таких примеров много. В конечном счете речь идет о защите потребителя — чтобы ему не предлагали в магазинах такие сомнительные продукты, как киндзмараули из-под Калуги. Помнится, одно время в Москве продавалось грузинских вин больше, чем производилось в самой Грузии.
Чачу — грузинам, виноградный самогон — остальным!
Шаг Грузии носит справочно-информационный характер, подчеркивает Вадим Усков. Теперь если какой-либо из российских производителей надумает зарегистрировать свое монопольное право на изготовление, допустим, того же сулугуни, ему будет отказано.
— И при этом производители не имеют права указывать, что их продукт является аналогом, «сыром типа сулугуни». Это запрещено законом, такие фразы недопустимы, — обращает внимание Вадим Валерьевич.
Теоретически и общепит должен теперь гарантировать клиентам подлинность происхождения этого сулугуни — либо переименовывать названия в меню.
— Ничего об этом пока не слышали, — поделились с «ВП» в одном из ресторанчиков грузинской кухни.
Там же мы услышали, что в советские времена он назывался чебуречной.
— Кстати, тоже ведь не русское блюдо, — спохватились сотрудники общепита. — Что же, теперь и чебуреки могут быть только с исторической родины? А как же татарские беляши и китайские пельмени? Чай?
В общем, кто-то и готов спорить с тем, что ставшие интернациональными благодаря советскому общепиту хачапури впредь должны отождествляться исключительно с Грузией. А Грузия в свою очередь заявляет, что процесс регистрации национальных брендов только в самом начале.
Алла ДМИТРИЕВА Фото Интерпресс и Натальи ЧАЙКИМетки: Потребитель
Важно: Правила перепоста материалов