Гул затих. Что выйдет на подмостках?
Почему театральный Петербург лихорадит и появятся ли в результате новые спектакли
Вот уже несколько недель режиссеры, актеры, театральные критики и журналисты только и говорят что о театре. Но, увы, не о премьерах, а о театральной реформе, предложенной комитетом по культуре и озвученной председателем Дмитрием Месхиевым. Напомним вкратце, что г-н Месхиев предложил перевести подведомственные комитету по культуре театры на контрактную основу. К примеру, художественным руководителям предложено заключать контракты на один год. Бурю протестов вызвало предложение создать худсоветы. Это неудивительно, ведь многие режиссеры старшего поколения еще очень хорошо помнят, как вынуждены были сдавать спектакли всевозможным худсоветам, сформированным вовсе не из людей театральной сферы, а из партийных чиновников.
По его мнению, если главный режиссер театра Юрий Бутусов станет художественным руководителем и начнет ставить спектакли, театр выберется из плачевной ситуации.
Актеры Театра имени Ленсовета 2 мая встретились с вице-губернатором Василием Кичеджи и передали ему открытое письмо, в котором попросили оставить Бутусова на его прежней должности. А сам Юрий Бутусов пообещал подумать.
…Не так давно, отмечая День театра, директора театральных и концертных организаций Санкт-Петербурга объединились в профессиональный клуб. Праздничную атмосферу первого собрания ничто не могло нарушить — выдавались членские билеты, звучали тосты, и многие, очень многие на вопрос о театральной реформе отвечали с некоторой долей иронии, считая ее если и угрозой заведенному порядку вещей, то призрачной: «поживем год, увидим». Однако не прошло и года, как случилось нечто.
Считать ли отправной точкой беседу главного режиссера Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова с председателем комитета по культуре Дмитрием Месхиевым, после которой режиссер переполошил всю труппу? 3 мая Дмитрий Дмитриевич ситуацию объяснил:
— Юрий Бутусов уже год как числится в должности главного режиссера Театра им. Ленсовета, но за этот период времени он ни одного спектакля лично в этом театре не поставил, прекрасно при этом работая на стороне. Театр и город ждут от него постановок и надеются на него, он же, несмотря на это, работает в других местах. Собственно, вот она, суть разговора, лишенная лирики. Я считаю недопустимым, получая весьма немалую зарплату в одном театре, не оставить сторонние проекты, — не было у него никаких кабальных обязательств, от которых было бы невозможно отказаться ради Театра Ленсовета. Почему-то я, будучи не последним человеком в мире кино, получив работу в комитете, передал текущие проекты и отказался от намечавшихся. Но я даже не против, чтобы Бутусов ставил спектакли где-то еще, я за то, чтобы он ставил спектакли в своем театре.
4 мая театралы сами созвали прессу, дабы обрисовать картину событий, но «виновник торжества» президиум достаточно оперативно покинул, ограничившись комментарием: «Я могу сказать только то, что у меня состоялся разговор сегодня (с Дмитрием Месхиевым. — Прим. автора). Мы обменялись мнениями, предложениями по ситуации, и взята пауза до 10 мая. 10 мая я буду давать какой-то ответ, о чем будет сообщено общественности...» После того как главреж покинул пресс-конференцию, ни завлитчастью театра Вера Матвеева, ни актеры так и не пролили свет на произошедшее: что случилось такого страшного, чем испугал их и сам себя Бутусов после первого разговора с Месхиевым? Вера Матвеева, например, отметила, что это «не важно». Не важно так не важно, насильно мил не будешь. А про «вторжение власти в мир театра» слушать несколько надоело. Не хочется заниматься гаданием на кофейной гуще, но отсутствие информации, с одной стороны, просто побуждает работать с тем, что есть, а именно с «планом-перехватом», озвученным Дмитрием Месхиевым все того же 3 мая:
— Мы все говорим о давнем расцвете русского, советского репертуарного театра. И если мне не изменяет память, во главе каждого яркого театра стояла личность. На данный момент требуется создать систему взаимоотношений госструктур, руководства театров и актеров, учитывая все возможные исключения. В ключе этого я предлагаю встать художественному руководителю во главе театра, то есть вывести творческого человека из подчинения администратора. В ситуации с Бутусовым не предлагалось никаких контрактов, никаких конкретных условий: тема была открыта для обсуждения. Консенсус есть благо, и я в это верю.
И наконец, финальный штрих: должность худрука театра может стать конкурсной — примерно так и звучит «последний хит сезона». С ним может лишь поспорить список «убыточных театров», компенсирующих пустые места в зале и неконкурентоспособный материал завышенными ценами на билеты. Неудивительно, что «море волнуется» в ожидании мер, которые будут выработаны либо Театральной комиссией, либо каким-то другим консультативным органом.
— Я понимаю, что подобными идеями всколыхнул весьма болезненную проблему, — отмечает Дмитрий Дмитриевич. — Но я также знаю, что существует множество руководителей и директоров театров, которые прекрасно устроились на своих местах, отлично себя там чувствуют, ничего не хотят менять и будут делать все, чтобы противостоять переменам.
И вот вчера, 10 мая, режиссер озвучил принятое решение: он останется в Театре имени Ленсовета в качестве главного режиссера, но не более того. «Обсудив все возможные варианты взаимодействия, Бутусов и Месхиев пришли к выводу о том, что это станет наилучшей формой дальнейшего сотрудничества».
Как подчеркнули в комитете по культуре, Дмитрий Месхиев выразил надежду, что к началу будущего театрального сезона в Театре им. Ленсовета появится новый спектакль Юрия Бутусова.
Подводя краткий итог, надо сказать, что, будучи изначально продюсером, то есть человеком хозяйственным и умеющим считать деньги, а значит, выходить на прибыль, Месхиев, судя по всему, всерьез нацелен не просто пробудить петербургский театр от затянувшейся спячки. Ему нужен результат. Здесь дело не в актерах, которые почему-то отлично себя показывают в антрепризе за неимением ярких спектаклей в своих родных театрах. Проблема — в управлении. Может, действительно пришла пора «жестокой любви», иначе говоря — бабахнуть честной, открытой конкуренцией по всему этому делу? Просто стоит понять, что в сложившейся ситуации проигрывает только зритель, и лишь за него имеет смысл болеть.
Подготовили Алексей ШМЕЛЕВ и Алексей БЛАХНОВ. Фото Алексея ЗУБАРЕВАМетки: Вектор власти Подмостки Конфликты Из первых рук Про Петербург Про петербуржцев
Важно: Правила перепоста материалов