Happy birthday, Кришна!
11 августа в Центре ведической культуры отмечался один из самых популярных в Индии праздников — день рождения Кришны.
Корреспондент «Вечернего Петербурга» Алексей БЛАХНОВ не только наблюдал, «как это было», но и испытал на себе некоторые из древних ведических практик.
Когда внезапно оказываешься в центре совершенно чуждой тебе культуры, то, несомненно, теряешься, пытаясь вспомнить школьные знания, которые были не до конца вколочены тебе в голову лет десять назад. Понятное дело, ничего из этого не выходит, и поэтому приходится действовать по обстоятельствам. И если сам себя не похвалю — не похвалит никто: иногда все получается весьма душевно.
Собственно алтарь. Жалко, цветы не попали в кадр — там были прекрасные лилии.
Песни и мантры
Барабан выдает пульсирующий, захлестывающий ритм, оттененный звоном цимбал на сильную долю. Один голос ведет основную линию, а остальные стройно подхватывают отдельные строчки. Сколько их? Пожалуй, более семидесяти. Войдя в зал, я растерялся, так как передо мной из-за стены разноцветных спин возникла тонкая девушка, несущая сверкающую штуку со множеством свечей. Неловкий момент, не знаю, что делать.
— Проведите ладонью над огнем, а затем будто омойте голову! — шепчет мне на ухо Лина, пиарщица проекта.
— Не бойтесь, — улыбается девушка со свечами.
Я следую инструкциям. Затем женщина, стоящая рядом, также шепотом говорит:
— Здесь женская часть! Пройдите вот туда, не переживайте, в первый раз все путают!
Понимаю, что женщины и мужчины в храме стоят раздельно. Отлично, неловкий момент номер два.
Нарядные индийские платья, простые льняные брючные пары, и я один стою в черной кожаной куртке и чувствую себя несколько странно — кажется, с выбором одежды я промахнулся. Неловкий момент номер три. Сколько можно? Маневрируя, добираюсь до «мужской зоны» и стою там черной вороной посреди буйства красок. Но здесь это никого не смущает: парень слева, улыбаясь, вложил мне в ладони песенник, кто-то справа подсунул цимбалки, и вот я притопываю в такт и погромыхиваю медной перкуссией, а над всеми нами льется мягкий аромат сандала, свечного воска и лилий.
Зал в плане — полукруг. Женщины — ближе к алтарю, мужчины чуть позади. Барабанщик и священнослужители, если не ошибаюсь, их называют куджариа, — в центре зала. Облаченные в просторные, почти до пят, льняные рубахи, они пляшут, полностью поглощенные ритмом. Еще один куджариа производит обряд на алтаре, буквально тонущем в цветах: окруженный тонкими струйками курящихся благовоний, он обмахивает веером Кришну. В следующий момент каким-то образом толпа прогибается, и я оказываюсь прямо за спинами пляшущих и поющих священнослужителей. Неловкая ситуация… Какая по счету?!
Один из них, кружась в танце и делая оборот вокруг собственной оси, улыбаясь, перекрикивая хор, весело кричит мне: «Давай-давай!» И что мне делать? Плясун из меня хуже, чем из мартовского кота. Аккуратно пытаясь подергиваться в такт, сдаю назад. Ф-фух, но вот прямо не знаю, что делать в таких ситуациях. Хотя спустя еще несколько минут я забываю про «неловкие моменты», повторяя своим отсутствием голоса вместе со всеми: «Харе Кришна!»
Трубный звук раковины обрывает безудержность ритма, пульсация сходит на нет. Видно, одна из частей церемонии закончилась, Лина возникает из ниоткуда, и мы идем в Сферу.
Празднование в самом разгаре — песни и мантры, буйство ритма. Искренняя человеческая радость — одно из самых редко наблюдаемых в России явлений, здесь же ею пропитаны даже деревья. Ощущение такое, будто попал в заповедник.
Жизнь и космос
На меня несется чернота космоса, испещренная иглами звезд. А затем реальность переворачивается, и я лечу головой вниз по кольцам Сатурна и чуть было не сгораю в центре Солнца. Нет, со мной все в порядке, благовония ни при чем: просто таков эффект сферического кино. Это не какая-то ерунда вроде трехмерного в заляпанных очках, когда от неестественной картинки у вас ноют глаза. Это полный эффект присутствия: изображение — вокруг вас, и из-за резких изменений ракурсов начинает мутить. Да, я действительно чуть не упал, когда изображение «уронило меня» вниз с какой-то горы. То, что я видел, — всего лишь демонстрационный ролик, показанный мне и еще паре журналистов Авадхутом Свами, в миру — Георгием Аистовым: директором Московского дома художника, продюсером множества культурных проектов и интерактивных выставок, а заодно и вдохновителем всего происходящего, в том числе и появления сферического проектора, сконструированного русскими учеными.
Мы с Адвахутом-Георгием выходим из Сферы планетария, медленно шагаем по узеньким дорожкам под яблонями.
— Я наблюдаю здесь потрясающее хитросплетение высоких технологий и индийских традиций. Такого я нигде не видел…
— Наш центр совмещает в себе сакральные традиции, переданные нам настоящими учителями из Индии, и, в свою очередь, современный подход к их объяснению. Ведь религия — это система, пребывающая в хроническом застое. Один из великих авиаторов сказал, что НАСА за последние тридцать лет, с момента высадки человека на Луну, ничего нового не сделало, все ныне существующие программы — всего лишь выжимание денег. Религия ничем от НАСА не отличается, разве что научилась устраивать межрелигиозные войны, делить паству и сажать панков в тюрьмы. Перед нами же, в первую очередь людьми творческими, стоит задача объяснить тем, кто приходит к нам, что религия и духовность существуют не для «вскармливания конфессионально-мировоззренческих тараканов» в их головах, а для поддержания желания жить, развиваться, узнавать все время что-то новое.
Авадхут Свами: немного о космосе и о людях.
— Не в обиду будет сказано, но ведическая культура для России — скажем так, явление нехарактерное…
— То, что в России мы — чуждый продукт, этакие непонятные люди в странных «халатах», — это факт. Но если посмотреть вокруг, то мы увидим, что в мире полным ходом распространяется йога, и все потому, что люди поняли: благодаря этой практике можно лечиться, не прибегая к химическим препаратам, чувствовать себя лучше. От йоги не отстает и вегетарианство, которое также является частью ведической культуры, пришедшей к нам из весьма и весьма древних времен. И эти стандарты питания появились не потому, что мяса не было, а потому, что эти практики положительно влияют на организм. Получается, не такие уж мы и чужие, раз принципы нашей религии популярны. Но далеко не всем это понятно.
— Что вы пытаетесь донести до людей, которые приходят к вам, в первую очередь?
— Мы лишь пытаемся сказать, что человек может быть как здоровой клеткой всемирного организма, делающей что-то позитивное, так и клеткой раковой, ориентированной лишь на пожирание. Россия никогда не скупится на примеры: вот здесь дельцы построят небоскреб, а в ста метрах от него будут медленно вымирать ветераны, в школе бесплатно будут преподавать лишь физкультуру и труд, в то время как детки богатеньких будут получать привилегированное образование в школах Швейцарии. Ведическая культура говорит: чем человек выше, чем он совершеннее, тем больше он должен отдавать. Поэтому во главе ведического общества стояли учителя, бывшие бессребрениками, принимавшие обет отречения — они прекрасно понимали, что духовное знание и материализм вещи несовместимые. Если ты настоящий музыкант или настоящий доктор, то музыка и медицина для тебя не инструмент сбора урожая дензнаков, а образ жизни, то, чем ты живешь изо дня в день, то, что каждый день ты отдаешь людям.
— Как люди попадают к вам? Что движет ими?
— К нам пришли все разными путями. Например, наш главный куджариа, монах, раньше был милиционером в Нижнем Новгороде. Так получилось, что он прочитал духовную книжку и проникся: стал коллегам рассказывать, мол, ребята, давайте не будем бить бомжей, они же люди… Для него милицейская карьера быстро закончилась, его выгнали, лишив всех званий. В какой-то степени это чудо: человек противопоставил себя чуждой ему философии.
Ганеш, украшающий храм. Это ручная лепка, выполненная студентами, а не профессионалами. Просто так, от чистого сердца.
Йога меняет человека
Расти над собой сложно, особенно если твое скрипящее тело с трудом сгибается под углом девяносто градусов. Суларита, она же Юля, мастер йоги, посвятившая познанию этой древней практики шесть лет, рекомендует мне дышать ровнее и не болтать во время упражнений. Я пытаюсь ответить что-то занятное, но мысль о том, что мою поясницу придется разгибать при помощи каната и трактора, несколько сдерживает мое красноречие. Могу спорить, что в ответ на стон моих суставов (или что там у меня стонет где-то внутри) услышу трактат о том, что я предательски себя запустил. Да ладно, работа просто сидячая. Ну и пусть спина не гнется, зато вешу не больше шестидесяти семи! Проще сказать, мастер-класс йоги мне не понравился. Хочу пойти и постучать цимбалами. Это весело и не больно. Урок окончен? Ура-а! От истязаний журналиста перейдем к беседе за чашкой чая.
— Скажите, Суларита, легко ли неподготовленному, абсолютно неспортивному человеку взять и заняться йогой «с чистого листа»? Вот мне как-то не очень…
— На самом деле не требуется никакой спецподготовки: йогой могут заниматься как дети от семи лет, так и очень пожилые, в семьдесят. Комплекс упражнений продуман таким образом, чтобы увеличивать нагрузку постепенно и не переутомить организм. Все дело в практике, в регулярности занятий, и тело автоматически станет гибким, послушным. Мы не концентрируем внимание на каких-то отдельных участках тела, наша йога — общеоздоровительная, но как раз благодаря общему подходу ко всему организму происходит равномерное воздействие на все органы и прежде всего на позвоночник, который является столпом всего нашего организма, и если здоров он — то и все тело процветает. Эффект от занятий может проявиться как в первые несколько недель, так и в первый же день: становится легче сгибаться, проходят головные боли.
— А что вообще должно стать результатом регулярных занятий йогой? Что чувствуют люди?
— Йога меняет человека, начиная с сознания: меняется образ мыслей, улучшается эмоциональный фон. Более того, меняются все аспекты органов чувств — обоняние, осязание, улучшается работа вкусовых рецепторов, даже начинает восстанавливаться зрение. Но все это со временем, сразу каких-то глобальных изменений может и не произойти, важно не томиться ожиданием, а сжиться с процессом, сделать его частью своей жизни.
Трудности перевода
Прихожу к выводу, что йогу сделать своей частью жизни я совсем не готов. А вот обед, приготовленный в лучших традициях ведической вегетарианской кулинарии, — запросто, особенно когда в момент принятия пищи перед тобой сидит сам индийский шеф-повар Нитья Гопал и отвечает на твои каверзные вопросы.
На самом деле, судя по выражению лица Нитьи, — он самый счастливый человек на планете, и еще у него более чем веселый, округлый английский с индийским акцентом, из-за которого я его понимаю лишь местами, а Лина мне обреченно помогает вникать в поварскую терминологию.
— Вы были вегетарианцем всегда или же ввиду каких-то событий «перешли на другую сторону»?
— Я родился рядом с центральным храмом, но при этом не был вегетарианцем. Но мне всегда нравилась их кухня — уж больно вкусно они готовили, всегда были добры ко мне, ко всем вокруг. Когда же мне исполнилось шестнадцать, я решил присоединиться: сам стал жить в храме, стал учиться готовить.
— Петербуржцы — народ северный и поэтому особо к специям непривычный. Могут ли специи вызвать аллергию?
— Не видел такого никогда! Наоборот, специи полезны для здоровья. Их очень много, у всех свое назначение, каждая оказывает свое особое влияние на организм. Например, куркума может использоваться как антисептик: если вы порезались, то просто положите ее на ранку. Если же у вас бурлит живот, то поможет шамбала — растворите ее в воде, и вся тяжесть пройдет, очень быстро полегчает.
— У каждого повара есть фирменное блюдо. Какое оно у вас?
— Это дока и соя в разном виде! Дока — это то же самое, что и дал. Дал — это пюре из гороха, которое обжаривается в масле, и в результате получается этакий хрустящий снек, наподобие чипсов. Его очень вкусно есть с рисом, с какими-нибудь лепешками, запивая чаем. Ну а соя — это то, что нужно вегетарианцу, в ней много протеинов, белок. Она почти всегда присутствует на столе.
— Предположим, я собираюсь оставить мясоедство. Как бы вы рекомендовали мне перейти к вегетарианству, чтобы организм сильно «не удивился» отсутствию мяса?
— Можно начать со смешивания овощей: картошка, цветная капуста, баклажан, и все это приготовить на пару, добавив немного специй. Есть очень интересная специя — асфетида, заменяющая чеснок и лук. Замесив все это, вы получите сбалансированное блюдо, дающее полноценный рацион по белкам и необходимым витаминам. Все же стоит обратить внимание на баланс протеинов, очень важно не допустить резкого уменьшения их количества в организме. Помимо сои имеет смысл попробовать гриншак — это такой индийский зеленый горошек, содержащий максимум белка. Важно пить молоко, есть сыр, не забывать про соль, и все получится — будете чувствовать себя отлично.
Так оно и было — я чувствовал себя отлично, когда шел по территории центра, когда, выйдя на Морскую, смотрел на свинцовые воды залива, почти сливавшиеся с небом. Проведя на празднике дня рождения Кришны более четырех часов, я начал думать, что знаю этих людей лет сто, хотя и видел их в первый раз. На самом деле: позитивом я был обеспечен, как мне казалось, лет на десять, пока не сел за руль и первый попавшийся на дороге водитель внезапно и грубо не подрезал меня, а я, утопив педаль в пол, не погнался за ним, чтобы проучить…
Фото Сергея КОЛЬЦОВА
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Буддизм Из первых рук Истоки Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов