Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

И до громовских ватрушек недалеко?

Как сила искусства спасает архитектурное наследие

В минувшее воскресенье в Лопухинском саду, в стенах дачи Громова, театр нового зрителя «Синтез» провел акцию, желая привлечь внимание общественности к этому прекрасному дому, который так долго оставался заброшенным. Корреспондент «Вечёрки» Алексей Блахнов отправился туда, чтобы понаблюдать за событиями.

У старинного деревянного дома, окруженного зеленью Лопухинского сада, слегка растерянный вид: спустя множество десятилетий пришли люди, открыли заколоченные двери, выгребли мусор, скопившийся еще с советских времен, и теперь в его комнатах и залах звучит музыка, теплыми волнами растекается по замшелым балкам и перекрытиям, возвращая его к жизни.

Я меряю шагами коридоры дачи Громова, вдыхая влажный запах старых стен и временами поеживаясь от подвального холода. Кое-где здесь еще сохранился паркет, где-то спотыкаешься о лохмотья старого линолеума, ну а местами покрытие просто содрано. Стены тоже пострадали — местами в них зияют сквозные пробоины. Но лепнина потолков еще жива, и ее можно спасти, как и весь дом в целом.

Завороженный романсом, в котором пелось что-то про сад и дом, я чуть было не столкнулся с пионерами, марширующими по коридору.

Потряхивая головой, заглядываю в соседнюю дверь: на полу, поскрипывая, надрывается патефон. Согбенный молодой человек, явно изображающий престарелого фотографа, затаскивает меня за руку в каморку, утверждая, что «у него лучший дагерротип во всем Петербурге, и вообще, потом будешь долго вспоминать дядю Сашу добрым словом». Одинокий стул, черная драпировка, из-за которой выглядывает, увы, современный объектив какой-то «зеркалки». Но на самом деле ощущение и настроение переданы верно. Этакое начало двадцатого века. 

Дача Громова не станет очередным притоном, а будет возрождаться!

Но все-таки, чтобы разобраться в происходящем, мне потребовался специалист, а именно Андрей Лунин, режиссер театра «Синтез», один из организаторов акции.

— Расскажите, что здесь происходит. Просто события сменяют одно другое, а подчас творятся одновременно, не успеваешь вникать…
— Происходит художественная акция, посвященная возрождению дачи Громова. Особняк так долго был заброшен, что многим казалось: он погиб. Но на самом деле все уже намного лучше: особняк передан в надежные, как мне кажется, руки и в скором времени будет восстанавливаться. Сейчас же мы пригласили всех желающих, чтобы показать, что этот дом возрождается, а не стал очередным притоном. Если вкратце, то мы стараемся воссоздать различные эпохи, в которых он существовал.

— Романсы в старом доме — понятно и логично, а вот пионеры здесь при чем?
— С 1940 по 1966 год здесь базировался Дом пионеров Петроградской стороны. Поэтому часть экспозиции, развернувшейся в доме, мы посвятили именно им. Не так давно мы проводили здесь акцию, в ходе которой любой желающий мог прийти и сфотографироваться в пионерской форме. Получившиеся фотопортреты сформировали «пионерскую экспозицию». Есть еще одна экспозиция — ставшая следствием нашей акции «Уходящая натура». Тогда мы приглашали художников и фотографов запечатлеть дачу Громова такой, какая она сейчас. Теперь все эти работы выставлены в одной из комнат этого дома.

— Что еще интересного происходило за этот день?
— Для начала у нас произошла битва с горцем астраханским — сорняком, осаждающим территорию вокруг особняка. По-хорошему его нужно весь вырубить, но сегодня схватка была импровизированной. Далее, мы делали инсталляцию бала: в большом зале, где наверняка проходили танцы, Евгения Четверткова исполняла танец среди манекенов — таким образом, мы словно заново оживляли пространство. Также наши ребята провели экскурсию для всех желающих по дому, основанную на мифах, городских легендах, которые выросли из реальных исторических фактов, которые они же и раскопали в архивах.

Громов строил сиротские дома и больницы

— Есть ли у вас любимый миф о даче Громова?
— Громов был большим благотворителем, меценатом — строил сиротские дома, больницы и в таком духе. Также, видимо, по доброте и простоте душевной он устраивал гуляния в своем саду не только для домочадцев и высоких гостей, но и для простых горожан — например, студентам здесь раздавали знаменитые громовские ватрушки. И, кстати, это не миф, а реальный факт.

— Когда вы впервые что-то начали делать здесь?
— Все началось в мае этого года: мы провели несколько больших субботников, вывезли три самосвала мусора, только после этого в доме стало можно передвигаться без опаски за свое здоровье.

— Какова дальнейшая судьба дома, что здесь будет?
— Пока не готов реставрационный проект, пока не прошла его экспертиза и не началась непосредственно реставрация, мы будем проводить здесь художественные акции, устраивать театральные представления.

— Что же ждет это здание после реставрации?
— Мне кажется, что две тысячи квадратных метров для одного театра как-то многовато! Думаю, здесь будет создан молодежный центр, в том числе и театральный. Сюда войдет и театр песни, дизайнерская студия с театром моды, наш драматический театр. С другой же стороны, хотелось бы сделать постоянную выставку, посвященную самой даче Громова, которая сформируется из найденных нами экспонатов. Также все эти площади прекрасно подойдут для представления молодых художников.

— Я, конечно, забегаю далеко вперед, но хотелось бы узнать, насколько все эти студии могут быть доступны для горожан в финансовом плане?
— Я думаю, что во многих студиях люди смогут участвовать бесплатно, так как, насколько я понимаю, данный проект будет поддержан городским бюджетом. Наверняка платными будут отдельные встречи с известными людьми, которых мы будем приглашать для проведения мастер-классов.

— Все это звучит очень интересно, но я так понимаю, что до конечного результата очень далеко…
— К сожалению, да: у нас же еще проект даже на комиссию не ушел, так что все это может занять более трех лет.

— Не опасаетесь ли, что за время продолжительного ремонта это здание и земля, на котором оно стоит, могут приглянуться какому-нибудь банку?
— Да, раньше существовала подобная угроза, но сейчас я спокоен: в данный момент внимание районной администрации приковано к этому зданию, ведь без их поддержки мы бы никогда не оказались здесь и ничего не смогли бы сделать.

↑ Наверх