Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

И кто музыку не любит, очень злятся…

Гордая, но беспризорная эстрада нашего города всегда была «спальным районом» для московского шоу-бизнеса

 

В последние годы с экранов ТВ на зрителей льется поток низкопробной музыки. Само понятие «звезда» девальвировано. Сегодня каждый, кто мелькает на телеэкране и выступает на концертах «под фанеру», объявляется звездой. Чтобы поддерживать внимание публики, в ход идет все: скандалы, дутые сенсации, подробности личной жизни, далеко не всегда приглядные. Последней каплей стали федеральные эфиры про конфликтную ситуацию в семье композитора Александра Колкера и певицы Марии Пахоменко. Люди, которыми гордился не только Петербург, но и вся Россия, предстали на телеэкранах выжившими из ума больными стариками. И это безобразие не сможет остановить никакой закон «18+».

Концерт «Мелодии и краски петербургских дворов», организованный «Балтийской медиа-группой». Уютный дворик, взыскательная публика — и аплодисменты, аплодисменты Песне..


Неужели традиции ленинградской эстрады утрачены безвозвратно? Можно ли возродить их или засилье попсы уже необратимо? «ВП» обратился с этими вопросами к петербургским исполнителям, которых можно отнести к профессионалам высочайшего класса. Мнения наших артистов оказались очень разными, порой прямо противоположными.

Татьяна Буланова, певица, заслуженная артистка России:

Слухи о плачевном состоянии эстрады явно преувеличены

— Поводов для пессимизма я не вижу. Я не считаю, что в эстрадной жизни нашего города всё сейчас так уж плохо. Просто и раньше в Ленинграде не было очень уж много эстрадных звезд. Так и сейчас — их не очень много, но они есть, и именно они создают весьма самобытное лицо музыкальной жизни Северной столицы. Возможно, какие-то панические настроения появились в связи с тем, что музыка во многом стала другой, нежели раньше. Появляются новые жанры, направления, которые любит молодежь, а люди постарше не воспринимают. И имена появляются на эстраде тоже новые, пока широкому кругу не известные. Но они интересны. Например, на мой взгляд, очень симпатична группа «Марсель». Заслуживает внимания молодая вокалистка Женя Любич. Хотя она и представляет не эстраду в чистом виде, а некое оригинальное рок-направление, но это в принципе сути вопроса не меняет — у нее интересная, оригинальная музыка, имеющая право на существование. Вообще не хотелось бы перечислять всех моих коллег, работающих в нашем городе, чтобы никого не обидеть. Но мое стойкое убеждение: личности на петербургской эстраде есть, они работают, и в большинстве своем — весьма интересно. Просто надо более внимательно вслушиваться, и тогда многие поймут: слухи о плачевном состоянии петербургской эстрады явно преувеличены.

Альберт Асадуллин, эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР, народный артист Татарстана:

Петербургская эстрада сейчас в плачевном состоянии

— Но я все-таки считаю, что выход есть. Надо проводить больше конкурсов, чтобы выявлять таланты, которых у нас достаточно много. Недавно в Петербурге проходил такой конкурс — «Признание». Голосовали простые зрители, не специалисты, и могу сказать, что несколько талантливых исполнителей обратили на себя внимание. Я не буду сейчас озвучивать их имена, а привел этот пример для того, чтобы еще раз подчеркнуть: не оскудела наша земля сильными голосами, надо только их услышать и поддержать. Беда заключается в том, что самородков сейчас продвинуть некому, нет таких организаций — серьезного продюсерского центра, который оказал бы помощь молодому дарованию. В «Ленконцерте», который принято ругать, существовал худсовет. Не будем вспоминать об идеологических запретах, придирках к словам песен — да, время было такое, но планка профессионального уровня держалась достаточно высоко. Лично мне, никому не известному певцу, оказали доверие — когда о рок-опере в нашей стране страшно было даже подумать, меня утвердили на главную роль в «Орфее и Эвридике». Это был риск, выходить на сцену с таким проектом казалось безумием, но мы победили — потому что высок был уровень исполнения. Если бы мы оказались дилетантами, художественной самодеятельностью, нас бы ждал полный провал. Но в «Ленконцерте» поняли: рождается новый жанр в музыке, надо срочно дать возможность молодым проявить себя. И пришел успех. К сожалению, некому сейчас принять такое решение. И запрещать ничего нельзя — ведь все музыкальные жанры имеют право на существование, если исполнители профессиональны. Это главное. Никто же не доверит строить дом тем, кто никогда этого не делал и не умеет. Так же и в музыке: без таланта в этой области делать нечего. Зато нас приучают к каким-то поделкам. Уровень профессионализма катастрофически падает. Именно поэтому необходимо взять под крыло тех, кто музыкально одарен. Научить их не только правильно петь, но и говорить, держаться на сцене, понимать музыку. И тогда на петербургской эстраде засияют новые звезды.

Жан Татлян, певец и композитор:

Слушать «фанеру» на концерте — все равно что целовать женщину через стекло

— Кризис я вижу не только в петербургской эстраде, но и по всей стране. Наш город — далеко не исключение, мы находимся в общем процессе оболванивания людей. Раньше ведь в обществе не было столько агрессии и хамства, не наблюдались они и в нашей эстраде. Но благодаря жестоким, кровавым сериалам и фильмам с обилием ограблений и убийств в моральном облике нашей публики произошли кардинальные изменения, что не могло не сказаться на общем положении в искусстве, в частности — в музыке. То, что происходит сейчас на сцене, иначе, чем трагедией, я не назову. Повальное засилье «фанеры» сгубило то лучшее, что осталось еще на отечественной эстраде, и никакие законы тут не помогут: если человек не умеет петь вживую, он и не станет ничего в своих выступлениях менять, а просто обойдет закон — заплатит или что-то еще придумает. А слушать «фанеру» на концерте — все равно что целовать женщину через стекло: удовольствия никакого, один только внешний вид. На этом виде и вылезают: напустят дыма, танцоров запустят, тут о вокальных данных все сразу же и забудут. Есть всего несколько человек, вызывающих мое уважение, и мне не хотелось бы делить их на москвичей и петербуржцев. В оперном искусстве это Дмитрий Хворостовский, на эстраде — Леонид Агутин, Александр Серов, Николай Носков, чья «Исповедь», по моему мнению, просто гениальна. Это последние рыцари жанра, которые «фанеру» не признают. Из молодых выделяю Зару, хотя тембр ее голоса не в моем вкусе. А кто еще? Сказать очень трудно — ведь музыкальная общественность превратилась в мафиозную структуру, и говорю я это, полностью отдавая себе отчет. Кого мы видим по телевизору? Одни и те же лица по всем каналам, поют одно и то же. И когда «короля эстрады» в телеинтервью спросили, почему не показывают молодежь, он цинично ответил: «Наверно, некого!» С такими установками никогда у нас новое имя не проскочит. Нет, для вида конкурсы проводятся — «Новая волна», например. И вот отшумит эта «Волна», а телеканалы всё тех же и продолжают показывать — контингент «Субботнего вечера» не меняется годами. Не зря говорят: мафия бессмертна. И как пробить эту стену, лично я не представляю».

Мария Людько, оперная певица, заслуженная артистка России:

Сейчас нет эстрады как вида искусства

— Эстрадный жанр стал чистым развлечением, даже не шоу-бизнесом. Интересные мелодии не рождаются, и клипы звезд мы оцениваем уже не как музыкальное произведение, а прежде всего — как это снято, во что одеты артисты, кто и как танцует. Любой эстрадный номер тоже воспринимается именно так — ни одна новая песня теперь не может заставить слушателей смеяться или плакать, любить или ненавидеть. Усредненные, безликие мелодии — вот что мы слышим в петербургских концертных залах, где раньше звучали подлинные песенные шедевры. Трудно сказать, как будет развиваться это направление дальше, появится ли тенденция возвращения к прошлому. Пока я такой воли не вижу, а ведь мы, более опытные артисты, готовы помочь — прививать молодым вкус к подлинной музыке: классике, хорошему джазу и року. Я считаю, что такой «ликбез» необходим, но он не востребован. А ведь все механизмы имеются, традиции пока что не утрачены. Учись — не хочу. Но пока царит явное «не хочу». Это никому не нужно. Чем дольше просуществует такое безразличие, тем глубже погрузимся в пучину кризиса. Вкус необходимо прививать, в противном случае останется то, что есть, если не хуже. Из петербургских солистов могу выделить только Ларису Лусту, Стаса Пьеху и Зару. Больше никто на ум не приходит. А город наш заслуживает намного большего — такие славные традиции просто необходимо передавать грядущему поколению.

Анатолий Тукиш, певец, заслуженный артист России:

Чем наша Людмила Сенчина хуже Надежды Бабкиной?

— Чему тут удивляться? Гордая, но беспризорная эстрада нашего города всегда являлась «спальным районом» для московского шоу-бизнеса. В Питере никогда не было подлинных хозяев эстрады — вечно случайные люди. «Ленконцерт» когда-то отдали на откуп органам госбезопасности, чтобы отлавливать тех, кто «сегодня играет джаз, а завтра Родину продаст». Потом музыкальными делами стали ведать бывшие (а зачастую и неудавшиеся) артисты, завидовавшие тем, кто работает, собирает залы. Эстраду они никогда искусством не считали, и культурной столицей наш город был провозглашен вовсе не из-за творчества Пьехи или Хиля, а благодаря Эрмитажу и Русскому музею. Потом для эстрады придумали тендеры — кто дешевле проведет те или иные музыкальные мероприятия. Это же завуалированные откаты! Система откатов сковала всю эстраду по рукам и ногам. А в комитете по культуре опять же об этом не думают.

Звезд ленинградской эстрады всегда весьма неохотно допускали до московского пирога. И я никогда не понимал, чем наша прелестная интеллигентная Людмила Сенчина хуже Надежды Бабкиной, чем Таисия Калинченко уступает Валерии, а Виталий Псарев — Иосифу Кобзону. Много лет назад за кулисами одного столичного концерта в зале «Россия» я услышал весьма нелестные эпитеты о своих земляках из уст знаменитого диктора и ведущей Светланы Моргуновой. Конечно, побежал объясняться. А она мне: «Кого-нибудь из вас по «ящику» показывают? Нет? Значит, вас в природе не существует, так что помалкивайте!» «Ящиком» она цинично назвала телевидение, которое ее кормило и поило, сделало звездой. На Неве тоже всегда было свое телевидение, и я успокаивал себя тем, что оно транслируется на всю страну. Но музыкальная редакция с нас денежки за эфиры брала, даже таксы существовали — до 300 долларов за один показ. Так что: не хочешь — не плати и не «светись» на экране. Меня всегда удивляло, кто же в этих музыкальных редакциях сидит. Ведь они должны, казалось бы, в предмете разбираться, таланты проталкивать. Так нет же! А не так давно культурную столицу и вовсе лишили федерального канала. Доигрались! На сцене в Питере тоже появляться всегда было себе дороже. Бывший режиссер «Октябрьского» Николай Полищук приглашал меня исключительно на концерты, которые не оплачивались, к революционным праздникам. Как только мой друг заикнулся о том, что неплохо бы человеку заплатить, я стал персоной нон грата. Разумеется, платить молодежи никто не собирается. Поэтому ее и не видно, а ведь в Питере есть интересные солисты — Александр Пахмутов, Петр Захаров, Илья Римар, Альберт Жалилов. Но широкой публике они известны мало. Негде им проявиться, а на телевидении — фиктивные конкурсы. Своих идей нет, и это ужасно — взяли американский проект «Битва хоров», но привлекли к его организации все тех же, кто постоянно мелькает на телевидении.

Какой выход я вижу? Только в создании настоящего, подлинного профсоюза работников эстрады с сильнейшим петербургским отделением. Знаю, что это сложно осуществить, но иначе мы так и останемся музыкальной провинцией.

Ирина Тайманова, профессор СПб консерватории:

Молодые исполнители Петербурга гораздо богаче духовно московской попсы

— Я думаю, что традиции ленинградской эстрады не забыты, потому что остались еще образцы прежних лет. В Петербурге по-прежнему сияет Эдита Пьеха. Каждый раз на ее концерты в БКЗ «Октябрьский» лишний билетик спрашивают начиная с середины Лиговского проспекта. Значит, романтика, одухотворенность, сердечность, которые несет эта певица, актуальны и сегодня. Есть имя Эдуарда Хиля, которое еще звучит как шлейф от угасшей звезды. Есть прекрасная Людмила Сенчина, которая свежа и голосом, и своей индивидуальностью. Сохранилась чистая и ясная Таисия Калинченко, неподражаемый Альберт Асадуллин. Есть озорная азартная Наталья Сорокина, замечательная страстная певица Инна Бедных, молодой Михаил Луконин и его ровесники из Театра музыкальной комедии и «Петербург-концерта». Мне кажется, что молодые исполнители Петербурга гораздо богаче духовно той попсы Москвы, которую столица нам предлагает по многу раз в день на различных телеканалах. Петербург держит свою марку, я убеждена в этом, потому что не знаю развязных певцов на эстраде нашего города.

Другой вопрос — когда на невских берегах проходят «Алые паруса» и на приезжих московских звезд, воплощающих безвкусицу и пошлость, выбрасываются огромные деньги. Зачем? Петербургская эстрада просто потеряла в молодом поколении ту многоликость, которая всегда отличала наш город. Пьеха не была похожа на Пахоменко, Хиль — на Виктора Кривоноса, Сенчина несла на эстраде образ советской Дины Дурбин. Не случайно и Лариса Долина, которая несколько лет жила в нашем городе, сохранила свою индивидуальность, хотя исполняет весьма усредненные песни, не соответствующие масштабу ее таланта и диапазону дарования. Но тем не менее ленинградка Долина несет ту мастерскую палитру, которая характерна для лучших звезд эстрады. Конечно, надо вспомнить Сергея Захарова и отметить, что на эстраде появился его однофамилец Петр, который закончил Консерваторию и с достоинством несет знамя петербургской эстрады. Так что я не считаю, что все так уж плохо.

Ситуацию обостряет телевидение, которое влияет на вкусы миллионов, подражая далеко не лучшим образцам зарубежной эстрады. А заимствование делает нас безликими. Раньше у наших певцов было свое лицо. Сегодня на «Фабрике звезд» бывают и талантливые участники, но чаще всего они поют свои «муси-пуси». Не понимаю таких имен, как Ёлка, Фёкла... Можно иметь псевдоним, но не прятаться за него, а иметь индивидуальность. Ваенга — тоже псевдоним, но певица эта интересная. В «Весне романса» и «Осени романса» появляется много талантливой молодежи. Их надо чаще показывать по телевидению, Как и представителей других музыкальных стилей — хип-хопа, хеви-метал и других. Лишь бы они были талантливы. В 80-е годы у меня была телепрограмма «Музыкальный почтальон». Там участвовали молодые Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук. Тогда их выступления запрещали, сегодня это звезды первой величины. Поэтому необходимо показывать молодые таланты, лишь бы своим творчеством они продолжали славные традиции эстрады нашего города.

 

↑ Наверх