Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

И никакой 13-й квартплаты!

Мы уже рассказывали о том, что Владимир Путин утвердил новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам России.

 

Мы уже рассказывали о том, что Владимир Путин утвердил новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам России. Однако сроки ввода в действие новых правил поставлены в зависимость от изменений, которые должны внести в свои нормативные документы федеральные и региональные ведомства. Случится это не скоро. Изменится ли что-то сейчас? Да. Об этом — очередной выпуск приложения «Наши права».

Нормативы не игрушка

Итак, разные ведомства получили для работы над своими документами от двух месяцев до полугода. Однако авторы нововведений позаботились и о том, чтобы наиболее важные начали действовать немедленно. С этой целью были внесены изменения в уже действующие нормативные документы. 

В частности, редакции подверглись три постановления правительства РФ, определяющие всю жизнь каждого многоквартирного дома страны. Это постановление № 306 от 23 мая 2006 года (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), постановление № 307 от 23 мая 2006 года (Правила предоставления коммунальных услуг) и постановление № 491 (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме). Все изменения содержатся в постановлении правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. 

Игрушки с нормативами потребления коммунальных услуг — самый популярный способ ползучего повышения тарифов на услуги ЖКХ. Нормативы определяют, сколько воды, тепла и газа положено тратить на услуги ЖКХ в домах, не оборудованных приборами учета. Для повышения платежей населения достаточно бывает оставить тариф прежним — но поднять норматив потребления хотя бы на несколько процентов. И тогда люди вынуждены платить заведомо больше за некие «расчетные» объемы ресурсов, которых на деле они не получали или получали заведомо меньше.

Пример — нормативы по отоплению в Петербурге, благодаря которым жители «теплых» домов за отопление переплачивают — и субсидируют тем самым из своего кармана обитателей, скажем, хрущоб.

В изменениях, которые внесены в определяющий правила установки нормативов документ, теперь четко регламентированы условия, при которых власти вправе вносить изменения в нормативы. Их основания следующие: 

  • изменение конструктивных и технических параметров здания;
  • изменение степени благоустройства многоквартирного дома;
  • изменение климатических условий, при которых объем потребления коммунальных ресурсов потребителем изменяется более чем на 5 процентов.

При этом ранее власти региона лишь имели право вмешиваться в норматив при вышеназванных обстоятельствах. Теперь же они обязаны это делать. Если бы это правило действовало раньше, в Петербурге обязаны были уменьшить норматив потребления тепла в «аномально» теплые зимы, не дожидаясь, когда они сменятся «аномально холодными». 

Изыди, тринадцатая!

 

Споры вокруг тринадцатой квартплаты пора прекратить на корню. Причем относится это не только к будущему времени, когда будут введены в действие новые правила, но и к настоящему — за счет внесения изменений в постановление № 307. А вот к прошлому — увы, нет.

Напомним, ранее в правилах содержалось условие, разрешающее и даже обязывающее коммунальщиков раз в год производить корректировку размера платы за отопление (в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к действующим правилам). Это условие было оговорено в подпунктах «а» и «б» пункта 19 правил. Теперь фразы на эту тему для домов, не оборудованных приборами учета, из документа исключены. 

Каковы юридические последствия данного решения? Есть ли надежда, что коммунальщики Петербурга сами откажутся от сумм, выставленных в платежках по 13-й квартплате? Увы, нет. Похоже, жителям отдельных домов, пострадавших от 13-й, по-прежнему придется добиваться защиты своих прав в индивидуальном порядке. Дело в том, что коммунальщики заведомо нарушали порядок предъявления претензий по корректировке. В 2010-м они вправе были пытаться предъявлять претензии только за 2009 год, соответственно, в этом году — лишь за год минувший. Корректировку за «действующий» год коммунальщики вправе были бы производить только в 2012-м. Они же неким мифическим образом объединяли все даты в единый «отопительный сезон», причем расчетами себя даже не затрудняли, записывая в «корректируемые» показатели не только холода, но и собственные неплатежи. Неудивительно, что суды отказывали в удовлетворении таких претензий.

Изменения, внесенные Владимиром Путиным в 307-е постановление, дальнейший произвол в этом направлении прекращают. Их действие распространяется на все правоотношения, возникшие в текущем году. Следовательно, по итогам 2011 года никаких дополнительных платежек горожане получать уже не будут. 

Правда, намек на некую лазейку все же остается. Он содержится в пункте 20 правил, который определяет особенности расчетов за нежилые помещения. Здесь возможность корректировки раз в год остается.

Имущество и его границы

Существенно дополнены действующие нормативные документы, касающиеся содержания общего имущества дома (постановление № 491), в частности пункты, детально описывающие состав этого общего имущества.

Нам важно знать этот состав в чисто утилитарных целях. Дело в том, что жители платят за содержание и ремонт всего комплекса каждого дома. Но — в разной форме. За то, что относится к их личной собственности, то есть находится в границах квартиры, — выкладывают деньги при появлении какой-то необходимости. Например, кран потек — придется платить. Те же расходы в отношении общедомового имущества оплачиваются авансом, ежемесячно, по строке в платежке «содержание и текущий ремонт».

Жилищники вечно норовят изменить границы ответственности и заставить граждан платить дополнительно из своего кармана еще и за то, что уже оплачено авансом. Именно поэтому в постановлении правительства прописаны четкие границы личной и общедомовой собственности. 

В поправках в постановление № 491 произведено существенное добавление, касающееся системы водоотведения. Ранее границы этой системы в зонах ответственности вообще не были обозначены. Теперь же указано, что (цитируем) «в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе».

Чохом не получится

В домах со счетчиками ситуация иная. Система расчетов за тепло здесь такая же запутанная и малопонятная, как и в домах без приборов учета. Она выстроена исключительно в интересах монополистов и коммунальных служб в целом. Напомним, даже в домах со счетчиками горожане рассчитываются за тепло по существующим нормативам — одни и те же суммы в течение года с разбивкой по месяцам. Коммунальщики же получают деньги от УК по показаниям приборов. Разница между нормативным и реальным потреблением чаще всего весьма велика. Для многоквартирного дома в 300 — 400 квартир она достигает 2 — 3 миллионов за отопительный сезон. Эти деньги обычно остаются на счетах управляющих компаний. На них УК в лучшем случае латают дыры в подведомственных домах, в худшем — пытаются разными способами присвоить и обналичить.

Изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг ограничивают эту практику. В домах со счетчиками тепла УК обязаны будут теперь раз в год производить корректировку оплаты и при необходимости возвращать деньги жителям. Правда, чаще всего не «физически», а путем зачета в счет последующих платежей. Таким образом, может получиться 13-я квитанция наоборот: в январе каждого последующего года сумма в платежке может резко похудеть.

Некоторые, правда, опасаются, что она сможет и вырасти — если зима окажется сильно холодной и счетчик зафиксирует повышенное энергопотребление. Однако практика показывает, что этого не происходит практически никогда: нормативы, по которым с нас берут плату, сильно завышены.

Учет поквартирно

Ранее в стране было фактически запрещено оборудовать счетчиками тепла отдельные квартиры. И не только потому, что это считалось технически затруднительным. Теперь запрет снят. В правила введены нормы, касающиеся так называемых распределителей тепла — приборов учета, которые можно ставить как на каждой батарее или стояке, так и в квартире в целом. Они учитывают не само тепло, а только долю оборудованной ими квартиры в тепле, потребляемом всем домом. Для таких квартир понятие 13-й квитанции также останется актуальным. Весь год они будут платить по нормативам, а в конце — получать зачет за излишне внесенные суммы.

Не только свет

 

Ранее управляющие организации обязаны были обеспечивать элементарное «освещение помещений общего пользования». Теперь же подпункт «б» пункта 11 постановления № 491 гласит, что УК «обязаны обеспечить готовность внутридомовых инженерных систем электроснабжения к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения». Это — две, как говорят в Одессе, большие разницы. Благодаря новой формулировке у жителей появляется возможность требовать от поставщиков электроэнергии и от ЖКС доведения электросистем домов до уровня требований нынешнего дня, чтоб все было без перебоев и скачков напряжения, которые губят современную технику. 

Мусорные пункты

В дополнение к обязанностям по уборке, сбору и вывозу мусора, которые населению давно известны, теперь прибавилась еще одна, крайне важная. Управляющие организации обязаны обеспечить «организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации». Под таковыми понимаются отюдь не обычные мусорщики. Это должны быть структуры, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I — IV класса опасности. 

Самостоятельно организовать такую работу собственники квартир — да и сами УК — не вправе. Разве что смогут получить лицензию на работу с опасными отходами и доказать, что имеют доступ на соответствующие полигоны.

В Петербурге, как известно, давно действует «экомобиль», который периодически дает горожанам возможность избавляться от ртутьсодержащих ламп. Однако теперь такую работу придется проводить не эпизодически, а постоянно. И не правительству города, а управляющим организациям.

Должникам придется хуже

Требования к должникам по квартплате резко ужесточены. Ранее предъявлять претензии и ограничивать потребление коммунальных услуг можно было только в том случае, если жители не оплачивали коммунальные счета более полугода.

Теперь этот срок сокращен до трех месяцев. Три месяца не платишь — получай угрозу отключения или ограничения в жилищно-коммунальных радостях. Как указано в пункте 80 постановления № 307 (новая редакция), при задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг более 3 месяцев исполнитель вправе приостановить или ограничить услугу. Хорошо хоть не сразу, а только через месяц после письменного уведомления. 

Грибок не пройдет?

Грибковые поражения — удел сотен петербургских зданий и сооружений. К сожалению, Санитарные нормы и правила России не содержат критериев, по которым грибок на стенах может служить основанием для признания помещения непригодным для проживания. Однако теперь в новой редакции постановления № 491 появился новый подпункт «в» пункта 11, который хотя бы косвенно позволяет жителям попытаться повлиять на ситуацию. В нем сказано, что управляющая организация обязана «поддерживать общее имущество дома в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством температуру и влажность». 

А за счетчик придется платить

Ранее требование установить в домах и квартирах общедомовые и индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов содержалось только в Законе «Об энергосбережении». Теперь оно перекочевало и в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В новую редакцию постановления № 491 добавлены пять пунктов, детализирующих эти обязанности (381 — 385). 

 

 

Суть новых требований сводится к обязанности собственников квартир оплатить установку общедомовых приборов учета даже в том случае, если это было сделано не по их инициативе и без их согласия. При этом каждому собственнику должен быть направлен счет с указанием общего размера расходов на установку прибора учета и доли его личных расходов в общей сумме. Эта доля определяется исходя из доли собственника квартиры в праве общей собственности на общее имущество. Если с суммой вы не согласны, ее можно оспорить в самой организации, выставившей счет, или по суду.

Правда, столь суровые последствия возникнут только в тех домах, которые добровольно не установят счетчики в 2011 году, будут препятствовать их внедрению в 2012-м по инициативе ресурсоснабжающих организаций и в итоге дотянут с установкой и оплатой приборов учета до 1 января 2013 года.

Если же коммунальщики сорвали сроки установки приборов учета — при том, что собрание собственников утвердило их установку и люди начали за это платить, — деньги собственникам придется возвратить путем перерасчета. За каждый период просрочки с коммунальщиков будут сниматься те же суммы, которые граждане платили ежемесячно по решению общего собрания. При этом коммунальщики не вправе требовать даже компенсации фактически понесенных ими расходов на установку общедомового прибора учета, не обеспеченных в составе платы за содержание и ремонт жилых помещений. 

Кроме того, в развитие Закона «Об энергосбережении» в правила вводятся понятие об энергосервисном договоре и требования к нему. Такой договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом, он нацелен на экономию коммунальных ресурсов в натуральном выражении и оплачивается по отдельным платежкам.

 

Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх