Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

И по глазам прочту ответ

Главный офтальмолог Санкт-Петербурга советует больше смотреть на прекрасное. Ведь вокруг нас его гораздо больше, чем кажется

Что же такое глаза и как нам с вами нужно о них заботиться? Об этом «ВП» попросил рассказать профессора Юрия АСТАХОВА, главного офтальмолога комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующего кафедрой офтальмологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И. П. Павлова. Тысячи пациентов благодарны этому человеку за то, что он смог спасти им зрение.

Недалеко время, когда медики смогут обеспечивать больным искусственное зрение. Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Не зря говорят, что глаза — зеркало души. Это воистину так. Зачастую именно по глазам можно определить, что за человек перед тобой, какой у него характер, в каком он настроении. Причем — даже если человек в линзах или очках (не темных, конечно). Я не могу «читать по глазам», но стараюсь представить себе душевный мир их обладателя и, как правило, не ошибаюсь. Последующие поступки человека подтверждают то, что я увидел по его глазам.

Кстати, по глазам человека можно примерно определить его возраст. К тому же, исследуя состояние глаз, можно увидеть, какими еще заболеваниями страдает пациент. Недуги оставляют «свой след» в глазах. Например, диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Бывает, что сам пациент и не догадывается, что болен тем-то. И уже тогда врач-офтальмолог направляет его к специалисту другого профиля.

— Вы говорите об иридодиагностике — диагностике по радужке?
— Нет! О сугубо медицинских исследованиях с помощью диагностических приборов.

— А есть ли рациональное зерно в иридодиагностике?
— Когда-то я очень интересовался иридодиагностикой. Могу сказать одно: процент совпадений диагнозов при иридодиагностике более высокий, чем мог бы быть, если исходить из теории чистой вероятности. Я не специалист в иридодиагностике, но не осмелюсь сказать, что это шарлатанство. Есть определенные параллели между строением радужки и предрасположенностью к заболеваниям внутренних органов. Однако иридодиагностика ни в коем случае не должна заменять традиционную медицинскую диагностику!

— Вся ваша трудовая биография протекала в стенах кафедры офтальмологии бывшего Первого меда, а ныне Медицинского университета имени Павлова. Чем вызван такой интерес именно к глазам? Ведь вы же могли стать хирургом любого профиля…
— Медицинский университет — действительно мое единственное постоянное место работы. Я и закончил Первый мед, поступив сюда в 1956 году, и здесь же прошел путь от медбрата, лаборанта, ассистента до профессора, заведующего кафедрой.

Но до четвертого курса института хотел быть обычным хирургом, ходил на кафедру общей хирургии. Однако против судьбы, как говорится, не пойдешь. Когда учился на четвертом курсе, у моей жены заболел глаз, и мы с ней пошли проконсультироваться на кафедру офтальмологии. Я увидел, какие тончайшие операции здесь делают, какие замечательные врачи здесь работают: мой выбор был сделан.

И в дальнейшем такой же выбор сделал мой сын. Сейчас Сергей Юрьевич Астахов — известный офтальмолог, доктор медицинских наук.

— Помните ли первых пациентов, которых оперировали?
— Первых пациентов, конечно, помню. Но уточню: самостоятельным операциям всегда предшествует длительный период, когда молодой доктор ассистирует во время хирургических вмешательств. Так что я и раньше видел «глаз изнутри».

Пожалуй, наибольшее волнение испытал, когда приходилось оперировать людей с дефектами и других органов чувств. Например, глухонемых (один глухонемой мужчина был к тому же с одним глазом). То есть ты понимаешь: если во время операции что-то пойдет не так, ты лишишь этого человека шансов на восстановление зрения, оставив ему лишь обоняние и осязание. Такие пациенты, поверьте, запоминаются на всю жизнь. Те операции прошли, к слову, успешно.

— Будут ли в обозримом будущем выполняться операции по пересадке глаза?
— Нет, слишком многие проблемы в этом плане не решены, и как их можно решить — пока неясно. Нигде в мире подобные пересадки не делают, а сообщения о якобы имевшихся пересадках — не более чем журналистский миф. В том числе о пересадках человеку глаз животного. Другое дело — попытки восстановления зрительных функций, казалось бы, в безнадежном глазу.

Более перспективно другое направление: создание искусственного зрения, то есть зрения, обеспеченного специальными устройствами. Вот эта проблема, думаю, будет решена уже через 5, максимум 10 лет. Подобные исследования сейчас уже проводятся.

— Что бы вы посоветовали петербуржцам, которые в темное и холодное время года склонны все больше жаловаться на печальное бытие?
— Если есть возможность — съездите на праздники в теплые края. Только помните: долго смотреть на солнце (хоть южное, хоть наше, северное) — категорически нельзя! Можно получить тяжелейшие ожоги сетчатки! Медитации, которые проводятся глядя на солнце, порой приводят к катастрофе со зрением.

Собираясь на юг, не забудьте о качественных солнцезащитных очках.

И помните: глаза даны нам, чтобы созерцать красоту. Красоту близкого человека, любимого сына, архитектурного шедевра, творений матушки-природы. Идете по городу: так любуйтесь же им! Больше ходите в музеи, театры. А разве не прекрасны запорошенные снегом деревья или же снежинки, тающие на ресницах? И это так просто: один взгляд.

 

Беседовала Татьяна ТЮМЕНЕВА
↑ Наверх