Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

И солнца свет впитал в себя агат…

Великолепие отреставрированных Агатовых комнат в павильоне «Холодные бани» в Царском Селе мы увидим к 2013 году

Великолепие отреставрированных Агатовых комнат в павильоне «Холодные бани» в Царском Селе мы увидим к 2013 году

К тому времени будут вновь открыты 7 интерьеров павильона: Лестница, Библиотека, Агатовый кабинет, Большой зал, Яшмовый кабинет, Овальный зал и Кабинетец. Но уже к концу этого года будут готовы Агатовый кабинет, Библиотека и Кабинетец.

Агатовые комнаты — это личный заказ императрицы Екатерины II, первая крупная работа в России Чарлза Камерона, воплотившего здесь в 25 тоннах уральского камня (а именно столько яшмы пошло на отделку павильона), живописи, резьбе все, чем в юности восхищался сам, участвуя в раскопках древнеримских терм. В «Холодных банях» в нижнем этаже помещались оловянный бассейн, «жаркая баня» и «отдыхательная комната».
Второй же этаж — Агатовые комнаты — был совершенно в духе времени, именно тогда в России увлекались минералогией, императрица отправляла на Урал экспедиции виднейших ученых, но еще при Петре возникла Петергофская гранильная фабрика и русские мастера выработали технологии обработки самоцветов, ведь яшму по твердости в обработке можно сравнить с алмазом.

«Комнаты» включают в себя три зала: центральный — Греческий и два меньших, боковых, — Яшмовый и Агатовый кабинеты. Стены небольшого перекрытого куполом Яшмового кабинета облицованы багрово-красной, сургучной с зелеными полосами маломуйнаковской (ямской) яшмой; колонны, отделяющие от основного помещения две небольшие, расположенные одна против другой лоджии, оклеены уразовской яшмой («мясной агат», отсюда и название — «Агатовые комнаты») с крупными и мелкими пятнами густого красно-коричневого и темно-красного цвета, рассеянными в молочно-белом кварце.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации Екатерининский дворец сгорел, а в Агатовых комнатах фашисты устроили казино — искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах комнат сильно пострадали.


Сейчас в павильоне работают реставраторы — позапрошлой зимой в Агатовых комнатах произошли протечки, но еще до этого музей-заповедник разработал план научной реставрации, потому что промедление для Агатовых комнат было бы смерти подобно, ведь время неумолимо делало свое дело.

Работы ведут петербургские реставраторы под руководством Бориса Игдалова. Борис Павлович не устает повторять: «Научная реставрация Агатовых комнат требует детальной подготовки и пристального внимания. У нас работают реставраторы пятнадцати направлений — от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов — натурального и искусственного, камня».

Хоть реставраторы и детально подготовились к работе, но все равно сложные задачи продолжают возникать. Например, необходимо постоянно помнить о температурном режиме в павильоне, оптимальная температура при реставрации — около 16 градусов, впоследствии, уже после реставрации, музею также предстоит решать вопрос с отоплением павильона. Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева говорит, что особенность реставрации Агатовых комнат — максимальная бережность, на три четверти идет именно реставрация, а не воссоздание.

Неожиданностью для специалистов оказалось, что в Агатовом кабинете основой живописного слоя была изначально бумага — она дожила до наших дней с XVIII столетия, это создало дополнительные проблемы при реставрации живописи, проводимой специалистами отдела смешанных техник Государственного Русского музея. Одновременно продолжается реставрация демонтированных исторических паркетов, наборных дверных полотен и оконных переплетов. Уже идет реставрация мраморной скульптуры и бронзы.

Галина АРТЕМЕНКО Фото автора и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх