Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

...И спасибо ей за «ёлку»

28 марта исполнилось 270 лет со дня рождения Екатерины Дашковой

По традиции корреспонденты «ВП» прошли по стопам этой выдающейся женщины.

Среди приближенных императрицы единственная женщина — Дашкова

Связанная по воле судьбы с Екатериной Великой, вовлеченная в дворцовый переворот, который отстранил от власти Петра III, княгиня Дашкова всю свою жизнь оставалась в тени императрицы, на вторых ролях. Но она столь блистательно сыграла эту вторую роль, что стала одной из самых знаменитых женщин русской истории.

Воронцовский дворец. Садовая ул., 26

Екатерина Воронцова осиротела в двухлетнем возрасте, ее взял на воспитание дядя — канцлер Михаил Илларионович Воронцов.

Сам блестяще образованный, он позаботился о том, чтобы дать хорошее образование своим родным детям и племяннице. Читать она научилась четырех лет от роду. «…Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало. Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем книги; все мои карманные деньги уходили на покупку книг», — вспоминала Дашкова в своих знаменитых «Записках», которые сочинила в последние годы жизни, одинокая, обедневшая, разочарованная. Именно любовь к чтению послужила причиной дружбы двух Екатерин — Воронцовой-Дашковой и великой княгини Екатерины Алексеевны. 

Свидетель юных лет жизни будущей просветительницы — выстроенный по проекту Растрелли великолепный дворец князя Воронцова и поныне стоит на Садовой улице, напротив Гостиного двора. Граф Воронцов был небедным человеком, но строительство этакой махины влетело ему в копеечку, едва не разорив, и в 1763 году он продал дворец в казну.

Сейчас в Воронцовском дворце — Суворовское училище, парадный двор отделяет от улицы чугунная решетка Растрелли, узор которой закручивается в спирали, уводя в XVIII век, «столетье безумно и мудро»

Не «синий чулок», но и не московская барыня 

Казалось бы, Екатерине Воронцовой на роду было написано стать классическим «синим чулком», как всем барышням, которые по каким-то загадочным причинам интересуются книгами и науками больше, чем кавалерами и нарядами.

Но в 15 лет «книжная девочка» влюбилась. Избранник девочки князь Михаил Дашков был очень красив, но почитался опасным соблазнителем, и его не принимали в приличных домах, где были барышни на выданье. К тому же у него не было денег.

Дядя, Михаил Воронцов, был против этого романа (дело чуть не дошло до дуэли!), но свадьба состоялась, и вскоре Михаил Дашков увез молодую жену в Москву.

Она без сожалений оставила блестящую петербургскую жизнь, прихватив с собой лишь библиотеку, насчитывающую к тому времени 900 томов.

В 1761 году умерла императрица Елизавета Петровна, на трон взошел Петр III, который решил избавиться от опостылевшей жены-немки, упрятать ее в монастырь, а сам — жениться на фаворитке Елизавете Воронцовой (кстати, родной сестре Екатерины Романовны).

18-летняя княгиня Дашкова ринулась в Петербург, приняла участие в дворцовом перевороте по низвержению Петра III вместе с братьями Орловыми. В день переворота она, одетая в мужской мундир, гарцевала на коне бок о бок с Екатериной Алексеевной, вскоре ставшей российской императрицей Екатериной II.

Усадьба «Кирьяново», проспект Стачек, 45 

В советские времена здесь располагался Дворец бракосочетаний Кировского района, именуемый в народе «Подковой». По легенде, во время загородной прогулки Екатерины II одна из лошадей, запряженных в карету, потеряла подкову. Тогда императрица решила построить на этом месте усадьбу для своей подруги и сподвижницы Екатерины Дашковой в форме подковы — на счастье. Сама же Дашкова назвала усадьбу «Кир и Иоанново» (впоследствии название превратилось в «Кирьяново») в честь святых бессребреников Кира и Иоанна. В день их памяти 28 июня 1762 года и произошел дворцовый переворот, возведший на престол Екатерину Вторую.

С 2007 года в «Подкове» находится филиал музея «Нарвская застава». Экспозиция рассказывает, в том числе, и о владелице усадьбы Екатерине Дашковой.

«Подкова» на пр. Стачек, 45. Сейчас здесь филиал музея «Невская застава»

Академия наук, Университетская наб., 5

После переворота Екатерина Дашкова рассчитывала на благодарность императрицы и была очень раздосадована, когда поняла, что все лавры достались братьям Орловым. Свое негодование она не скрывала от императрицы. Неудивительно, что вскоре княгиня впала в немилость. На нее посыпались удары судьбы. В 1764 году заболел и умер горячо любимый муж, которому она прощала все, даже измены. А в 1765 году еще не оправившуюся от потери вдову императрица сослала в деревню Михалково. Проведя там несколько лет, Екатерина Дашкова попросила высочайшего позволения выехать за границу, чтобы дать детям хорошее образование. Княгиня с детьми Анастасией и Павлом объехала всю Европу, виделась с Дидро, Вольтером, Адамом Смитом. В 1782 году Екатерина II пригласила Дашкову вернуться в Россию и предложила ей пост директора Петербургской академии наук и художеств.

Должность, впрочем, была незавидной: в академии царила разруха. Но Дашкова энергично взялась за дело и добилась успехов. Вскоре по ее инициативе была учреждена Императорская Российская академия, главной целью которой Дашкова полагала возведение русского языка в ранг великих литературных языков. При ней был подготовлен «Толковый словарь русского языка». Она лично собрала для словаря слова, начинавшиеся на буквы «Ц», «Ш» и «Щ» и предложила ввести в обиход букву «Ё».

Английская наб., 16

В мае 1794 года, будучи в ссоре с Екатериной II, Дашкова вновь была вынуждена уехать из Петербурга, а дом продала. В 1860-х годах дом этот был перестроен архитектором Людвигом Фонтана. После революции там был пожар, уничтоживший многие парадные интерьеры. Затем вселился Ленинградский трест химической промышленности. В наши времена дом принадлежит правительству РФ. О княгине Дашковой здесь уже ничего не напоминает. И даже называется особняк домом Дурново (по имени одного из владельцев), а не домом княгини Дашковой.

Площадь Островского

Напротив Александринки высится монумент Екатерины Великой, созданный общими усилиями Микешина, Чижова и Опекушина. Среди разместившихся на постаменте девяти фигур приближенных императрицы — Потемкина, Орлова, Суворова только одна женщина — Екатерина Дашкова. Она сидит у ног своей заклятой подруги, держа на коленях книгу.

Спасибо ей за Академию наук, за заботу о русском языке и литературе, за переводы классических авторов. И конечно, отдельное спасибо за то, что сегодня мы наряжаем в Новый год не «ioлку», а «ёлку».

↑ Наверх