...И спасибо ей за «ёлку»
28 марта исполнилось 270 лет со дня рождения Екатерины Дашковой
По традиции корреспонденты «ВП» прошли по стопам этой выдающейся женщины.
Среди приближенных императрицы единственная женщина — Дашкова
Связанная по воле судьбы с Екатериной Великой, вовлеченная в дворцовый переворот, который отстранил от власти Петра III, княгиня Дашкова всю свою жизнь оставалась в тени императрицы, на вторых ролях. Но она столь блистательно сыграла эту вторую роль, что стала одной из самых знаменитых женщин русской истории.
Воронцовский дворец. Садовая ул., 26
Екатерина Воронцова осиротела в двухлетнем возрасте, ее взял на воспитание дядя — канцлер Михаил Илларионович Воронцов.
Сам блестяще образованный, он позаботился о том, чтобы дать хорошее образование своим родным детям и племяннице. Читать она научилась четырех лет от роду. «…Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало. Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем книги; все мои карманные деньги уходили на покупку книг», — вспоминала Дашкова в своих знаменитых «Записках», которые сочинила в последние годы жизни, одинокая, обедневшая, разочарованная. Именно любовь к чтению послужила причиной дружбы двух Екатерин — Воронцовой-Дашковой и великой княгини Екатерины Алексеевны.
Свидетель юных лет жизни будущей просветительницы — выстроенный по проекту Растрелли великолепный дворец князя Воронцова и поныне стоит на Садовой улице, напротив Гостиного двора. Граф Воронцов был небедным человеком, но строительство этакой махины влетело ему в копеечку, едва не разорив, и в 1763 году он продал дворец в казну.
Сейчас в Воронцовском дворце — Суворовское училище, парадный двор отделяет от улицы чугунная решетка Растрелли, узор которой закручивается в спирали, уводя в XVIII век, «столетье безумно и мудро»
Не «синий чулок», но и не московская барыня
Казалось бы, Екатерине Воронцовой на роду было написано стать классическим «синим чулком», как всем барышням, которые по каким-то загадочным причинам интересуются книгами и науками больше, чем кавалерами и нарядами.
Но в 15 лет «книжная девочка» влюбилась. Избранник девочки князь Михаил Дашков был очень красив, но почитался опасным соблазнителем, и его не принимали в приличных домах, где были барышни на выданье. К тому же у него не было денег.
Дядя, Михаил Воронцов, был против этого романа (дело чуть не дошло до дуэли!), но свадьба состоялась, и вскоре Михаил Дашков увез молодую жену в Москву.
Она без сожалений оставила блестящую петербургскую жизнь, прихватив с собой лишь библиотеку, насчитывающую к тому времени 900 томов.
В 1761 году умерла императрица Елизавета Петровна, на трон взошел Петр III, который решил избавиться от опостылевшей жены-немки, упрятать ее в монастырь, а сам — жениться на фаворитке Елизавете Воронцовой (кстати, родной сестре Екатерины Романовны).
18-летняя княгиня Дашкова ринулась в Петербург, приняла участие в дворцовом перевороте по низвержению Петра III вместе с братьями Орловыми. В день переворота она, одетая в мужской мундир, гарцевала на коне бок о бок с Екатериной Алексеевной, вскоре ставшей российской императрицей Екатериной II.
Усадьба «Кирьяново», проспект Стачек, 45
В советские времена здесь располагался Дворец бракосочетаний Кировского района, именуемый в народе «Подковой». По легенде, во время загородной прогулки Екатерины II одна из лошадей, запряженных в карету, потеряла подкову. Тогда императрица решила построить на этом месте усадьбу для своей подруги и сподвижницы Екатерины Дашковой в форме подковы — на счастье. Сама же Дашкова назвала усадьбу «Кир и Иоанново» (впоследствии название превратилось в «Кирьяново») в честь святых бессребреников Кира и Иоанна. В день их памяти 28 июня 1762 года и произошел дворцовый переворот, возведший на престол Екатерину Вторую.
С 2007 года в «Подкове» находится филиал музея «Нарвская застава». Экспозиция рассказывает, в том числе, и о владелице усадьбы Екатерине Дашковой.
«Подкова» на пр. Стачек, 45. Сейчас здесь филиал музея «Невская застава»
Академия наук, Университетская наб., 5
После переворота Екатерина Дашкова рассчитывала на благодарность императрицы и была очень раздосадована, когда поняла, что все лавры достались братьям Орловым. Свое негодование она не скрывала от императрицы. Неудивительно, что вскоре княгиня впала в немилость. На нее посыпались удары судьбы. В 1764 году заболел и умер горячо любимый муж, которому она прощала все, даже измены. А в 1765 году еще не оправившуюся от потери вдову императрица сослала в деревню Михалково. Проведя там несколько лет, Екатерина Дашкова попросила высочайшего позволения выехать за границу, чтобы дать детям хорошее образование. Княгиня с детьми Анастасией и Павлом объехала всю Европу, виделась с Дидро, Вольтером, Адамом Смитом. В 1782 году Екатерина II пригласила Дашкову вернуться в Россию и предложила ей пост директора Петербургской академии наук и художеств.
Должность, впрочем, была незавидной: в академии царила разруха. Но Дашкова энергично взялась за дело и добилась успехов. Вскоре по ее инициативе была учреждена Императорская Российская академия, главной целью которой Дашкова полагала возведение русского языка в ранг великих литературных языков. При ней был подготовлен «Толковый словарь русского языка». Она лично собрала для словаря слова, начинавшиеся на буквы «Ц», «Ш» и «Щ» и предложила ввести в обиход букву «Ё».
Английская наб., 16
В мае 1794 года, будучи в ссоре с Екатериной II, Дашкова вновь была вынуждена уехать из Петербурга, а дом продала. В 1860-х годах дом этот был перестроен архитектором Людвигом Фонтана. После революции там был пожар, уничтоживший многие парадные интерьеры. Затем вселился Ленинградский трест химической промышленности. В наши времена дом принадлежит правительству РФ. О княгине Дашковой здесь уже ничего не напоминает. И даже называется особняк домом Дурново (по имени одного из владельцев), а не домом княгини Дашковой.
Площадь Островского
Напротив Александринки высится монумент Екатерины Великой, созданный общими усилиями Микешина, Чижова и Опекушина. Среди разместившихся на постаменте девяти фигур приближенных императрицы — Потемкина, Орлова, Суворова только одна женщина — Екатерина Дашкова. Она сидит у ног своей заклятой подруги, держа на коленях книгу.
Спасибо ей за Академию наук, за заботу о русском языке и литературе, за переводы классических авторов. И конечно, отдельное спасибо за то, что сегодня мы наряжаем в Новый год не «ioлку», а «ёлку».
Метки: Истоки Памятная дата Архитектура
Важно: Правила перепоста материалов