Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

И устарела новизна

Фотовзгляд урбаниста на меняющийся Петербург

 

Фотовзгляд урбаниста на меняющийся Петербург

 

 

«Urban Wireless» — это, если перевести, «городское беспроводное». Так называется фотовыставка, открывшаяся 16 мая в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67. Эта выставка — первое мероприятие стартовавших Дней дизайна в Петербурге.

Непонятно, что такое «городское беспроводное». Но скорее всего речь вообще о городской беспроводной реальности. В самом английском словосочетании есть что-то стильно-горделиво-футуристическое, поблескивающее хромом и лоснящимся пластиком. И на выставке ожидаешь увидеть что-то такое из светлого будущего, интерактивное и отлитое в эргономичной форме. Тем более странно встретиться с тем, что, по мнению авторов выставки, представляет собой новая реальность Петербурга на самом деле.

Текст, сопровождающий выставку, напоминает о том, что «незаметно для многих Петербург перестает быть таким, каким принято его считать», что город развивается «с огромной скоростью практически везде», предлагает открыть Петербург «в его настоящем состоянии, принять его новизну, свободную от консервативных оков». 

Новизна по большей части — это пустынные шоссе, насыпи КАД и заржавевшие индустриальные остатки проклятого советского прошлого и лихих 90-х. Да еще торчит грозный, как огромный гематитовый огурец, деловой центр. Вообще-то становится не по себе, как подумаешь, что вот это — изменения, происходящие в городе, да еще везде и с огромной скоростью.

 

 

За разъяснениями мы обратились к куратору выставки Александру Антипину. 

— Скажите, с чего началась выставка? 

— Мне пришла в голову эта идея в 2009 году. Я по натуре урбанист... 

— А что это — урбанист? 

— Ну, как бы житель города. Есть такое направление на Западе, когда люди занимаются изнанкой жизни города, а открыточные виды стараются не замечать. Это может быть дизайн, фотография, стрит-арт, видео... Теперь Москву много снимают, другие города. Ну и я заметил лет пять назад, что мне интереснее снимать дороги, конструкции, чем классический центр. Я разбил Петербург на 27 зон и каждую зону закрепил за фотографом. Гражданка, Купчино, Веселый Поселок и так далее. А из центра — разве что Коломну, Охту, Обводный канал, Выборгскую сторону. Те места, где новое наступает на классику. Это уже другой вопрос, хорошо там получается или плохо, — мы ведь не архитекторы, это не наша забота. Наше дело — взять и сфотографировать то, на что никто не обращал внимания. 

— Вы говорите, раз мы не архитекторы — значит, и не обязаны разбираться. Так у вас чисто документальная, фиксирующая работа — или все-таки есть какая-то эстетика?

— Есть эстетика... Урбанистическая фотография, правда, пока только складывается. Я смотрю на то, как эти новые районы врастают в исторический центр и становятся не менее интересной частью города. 

— Вас не отвращает то, как это происходит у нас? 

— Питер нуждается в новой архитектуре. В начале XX века ведь город активно строился. Не будь той же революции — Невский, весь центр были бы совершенно другими. Потом стало не до того, все заморозили. Тут целый век выпал. Очень мало всего появлялось. Конструктивизма мало, его не любили здесь. А потом вообще ничего не было. Вот сейчас что-то снова начали строить. Город не должен быть декорацией. И искусство должно уметь отражать этот новый живущий город. 

— Пейзажи у вас на фото как будто из «Сталкера». Или вообще с Луны. Каким они чувством вас наполняют? Сладким ужасом от этой мрачности? 

— Да нет, ужасом не наполняет. Я сам живу в таком месте. Мне нравится. Сначала думал — просто спальный район. А сейчас вижу, что там есть свой драйв, своя энергетика. Вот на том фото — видите, старая дача в окружении новостроек? А ведь там Пушкин встречался с Керн. 

Выставка работает по 20 мая с 10.00 до 19.00. Вход свободный.

 

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх