Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

…И в воздух чепчики бросали

До 2 июня Музей кукол приглашает на выставку «Прогулки по Невскому проспекту». На ней представлены интерьерные куклы, шляпки и аксессуары, созданные петербургскими художниками

Шляпка. Автор И. Тихонова (СПб ГАТИ)

Большая часть экспонатов — работы студентов постановочного факультета Санкт-Петербургской академии театрального искусства, учеников Татьяны Слезиной и Лидии Лудиновой. «Наши шляпки вполне можно носить, — утверждает Татьяна Владимировна. — Но, конечно, не в дождь и ветер». В шляпах, созданных студентами, соединяются исторические и современные театральные технологии. «Во-первых, в XIX веке марля склеивалась в пять-шесть слоев, — объясняет Татьяна Слезина. — Но тогдашняя марля — это не теперешняя сетка от комаров, в ячейки которой пролетают комары (смеется): марля была гораздо плотнее, из нее можно было платья шить. Поэтому теперь мы используем другие материалы. Во-вторых, появился клей ПВА, его добавляют в обычный клейстер, он лучше держит форму. В-третьих, ленты стали синтетические, а были шелковые. Они иначе лежат, и приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы ленты выглядели как старинные». 

Кукла. Автор О. Жердель (СПб ГАТИ)

Отдельный стенд заняли работы художницы Натальи Власовой. Когда-то она работала мастером в известном шляпном объединении «Ладога», ее работы получали призы на отечественных и зарубежных конкурсах. «Я очень любила свою работу, но у нас висел плакат «Больше красивых моделей с меньшими трудовыми затратами!». Думаю, каждому понятно, что это нонсенс. К тому же очень важный вопрос — сырье. Если натянуть на самую великолепную болванку не чехословацкий велюр, а отечественный дубовый валенок, вида не будет. Отделок не было — кто даст нам перья? Был короткий период, когда наше предприятие организовывало шляпные салоны, — тогда нам давали материалы. После ликвидации предприятия остались деревянные формы. Их продавали по смешным ценам, и они разошлись по Петербургу, сейчас многие художники продолжают с ними работать. А вот я к тому времени с предприятия ушла — работала у Ирины Танцуриной — и мне ничего не досталось». Но художница нашла приложение своим талантам и умениям — она изготавливает миниатюрные шляпки для а-ля антикварных кукол.

Сейчас, к сожалению, фантазийная, украшенная лентами-перьями-цветами шляпка — элемент гардероба не столько богатых (хотя и это тоже), сколько чудаковатых дам, к тому же в возрасте: молодежь предпочитает ходить с непокрытой головой в любой снег, дождь и ветер. А ведь шляпка придает женщине загадочность, завершает образ. Хотя какой сейчас «образ»? Джинсы-кроссовки-куртка… и всё, никакой загадки.

↑ Наверх