И взмоют у Князь-Владимирского птицы
Дома — на улицах Блохина, 22, Авиаконструкторов, 2, Стародеревенской, 29, — могут стать арт-объектами современного монументального искусства
Подведены итоги городского конкурса на архитектурно-художественное оформление брандмауэров. Украшать глухие стены домов грандиозными панно было принято еще в Ленинграде — в основном произведениями монументальной пропаганды на тему «Мир — Труд — Май» или «Великий Октябрь». Уже три десятилетия как жанр монументальной пропаганды канул в Лету, старые росписи профессиональных художников обветшали, но никакое место пусто не бывает. Торцы домов стали объектом приложения сил художественной самодеятельности — от граффитистов, лично тратящих средства на баллончики с краской, до энтузиастов, спонсируемых муниципальными образованиями. Увы, многие мегакартинки не выдерживают художественной критики...
«Птицы в городе» на улице Блохина.
Эскиз проекта: Владимир Реппо и Галина Додонова
— Надоело, что муниципалы за бюджетные деньги устраивают самодеятельность, — заявили в конце концов в комитете по градостроительству и архитектуре города. — Эту практику пора прекращать, проекты надо согласовывать. В бюджете города выделено несколько миллиардов на благоустройство.
Поэтому комитет и объявил конкурс, назвав 27 адресов, по которым художники могут приложить свои силы, — в Василеостровском, Невском, Приморском, Петроградском, Центральном районах и в Колпине. Участникам подсказали, что в центре города наиболее уместными будут сюжеты на исторические темы, а в новых районах можно и развернуть свою фантазию в разных направлениях. При этом попросили уважать эстетические чувства местных жителей, которым предстоит ежедневно смотреть из своих окон на художественные эксперименты.
«Высокий аргумент» на улице Авиаконструкторов. Эскиз проекта: Наталья Быкова
Итог: 1-е место заняли «Птицы в городе» (ул. Блохина, 22), 2-е место — «Высокий аргумент» (ул. Авиаконструкторов, 2), 3-е место — «Первый» (Стародеревенская, 29). Поощрительный приз был присужден композиции «Святыни» — двум панно с изображением Ксении Блаженной для Камской улицы, 10, вблизи входа на Смоленское кладбище.
К слову, на место на Камской, 10, претендовало наибольшее количество конкурсантов. На двух брандмауэрах предлагали начертать и «Вертикальный музей городской скульптуры», и фрагмент Праги, и даже водопады в пейзажах Карельского перешейка. Однако жюри оберегло достопримечательное место от какого бы то ни было финального решения, следуя правилу «сто раз отмерь».
Работа-победитель также вторгнется в значимое историческое пространство — у Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне. Брандмауэру дома на улице Блохина, 22, жюри присудило быть расписанным птицами.
«Первый» на Стародеревенской ул. Эскиз проекта: Любовь Иночкина
— Птицы наделены символикой, — расшифровывают свой замысел авторы панно. — Голубь — символ любви и мира, лебеди — символ верности, чайки — морских просторов, воробьи — символ городской суеты.
Собранные в едином «птичнике» с видом на доминанту этой части Петроградской стороны, пернатые призваны выразить тему вечности и тему темпа городской жизни.
— Композиция не отвлекает внимание от собора, а изящно дополняет его, — полагает председатель жюри конкурса главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.
Занявший второе место «Высотный аргумент» предназначен для новостроек Приморского района. На торце 25-этажного здания на улице Авиаконструкторов, 2, может «нарисоваться» гигантская колонна ионического ордера. Рядом с ней примостится воздушный шар. Художественное решение, вероятно, призвано напомнить о классической архитектуре исторического центра Петербурга — самим жителям спального района контактировать с оригиналами классицизма проблематично: на выезд стоят многокилометровые пробки.
«Святыни» на Камской улице. Эскиз проекта: Александр Демидов
— Выглядит как китч, — скептически оценили жанр первые зрители работы, петербургские журналисты.
Наконец, победитель для Стародеревенской, 29, — тоже в Приморском районе: панно под названием «Первый». Дом находится в районе Комендантского аэродрома, где улицы носят названия, связанные с именами российских ученых, летных испытателей. Потому для него выбрана эпическая композиция на тему покорения пространства, рывка в стратосферу.
Если работы получат поддержку районных властей, а далее финансирование, то, вероятно, к весне профессиональные художники смогут выйти на объекты и составить конкуренцию дилетантам.
Метки: Про Петербург Архитектура Из первых рук Живопись
Важно: Правила перепоста материалов