Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

И звезда с собою говорит

До 12 декабря «KGallery» приглашает на выставку американского художника Шимона Окштейна «Диалоги»

Родился Шимон Окштейн в Одессе, учился в тамошнем художественном училище, откуда вынес, по собственному определению, «знание античной формы». С этим знанием приехал в Америку — «и обалдел: попал на другую планету, как космонавт». На вопрос, что больше всего поразило художника в Америке, Окштейн ответил: «Богатство. Я понял, что жил в бедности. Это не денег касается — это чисто визуальное восприятие». Потрясение от Америки не оставляет его до сих пор, хотя Окштейн живет в Нью-Йорке уже двадцать восемь лет. Его работы хранятся в нью-йоркском Музее Уитни и Бруклинском музее, в частных собраниях не только крупнейших коллекционеров, но и богатейших бизнесменов, и голливудских звезд — Мадонны, Грегори Пека и других.

Натюрморт со свининой. 2008.

Известный искусствовед Александр Боровский назвал экспозицию «и серьезной, и карнавальной». Ассоциация с карнавалом возникает сразу: в первом зале зрителей встречает «Натюрморт со свининой»: напротив собственно натюрморта стоит сам художник в голом виде, в полный рост, но вместо собственной головы белое скульптурное тело увенчано… головой свиньи, да еще повернутой задом наперед. При этом «тело» делает шаг в неведомое пространство, обозначенное длинными вертикальными кусками зеркала (излишне говорить, что зритель видит в этом зеркале и себя тоже). На натюрмортах в духе «малых голландцев» рядом с антикварными предметами — современные игрушки и даже смартфоны, поставленные карточным домиком. Есть несколько черно-белых натюрмортов в чересчур объемных рамах кислотных цветов, украшенных тяжеловесными цветами и фруктами (то есть цветы и фрукты в рамах из цветов и фруктов). Что же здесь, спросите вы, серьезного? Но — важный момент! — все эти гигантские полотна созданы без применения современных воспроизводящих техник, вручную, карандашиком или кисточкой. 

Во втором зале зрители в буквальном смысле слова натыкаются на автопортрет художника: разноцветные резиновые головы рассыпаны по полу. А на другом автопортрете статуя художника — обнаженного, да и в позе весьма вызывающей (учтите, 16 плюс!) стоит напротив перерисованного и увеличенного автопортрета Рембрандта.

«Я написал несколько автопортретов. Когда вспомнил историю их создания, понял, что писал их в те моменты, когда себя терял, не знал, что делать. Прихожу в студию, сижу, смотрю на себя и начинаю с собой говорить. Почему я изображаю себя обнаженного перед автопортретом Рембрандта? Рембрандт в этом автопортрете как будто оголяется, мы всё про него можем сказать. У меня появляется боль почти физическая, когда я смотрю на этот его портрет. Кому мой вид не нравится, ну, пусть трусики на меня наденут. Не думаю, что всем нравятся глаза Рембрандта, его взгляд».

↑ Наверх