Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Игорь Корнелюк: Я прирос к этому городу — это навсегда

Вихрастый парень из Бреста, в молодости один из самых смешных артистов нашей эстрады, Игорь с годами удивительно изменился: стал серьезным кинокомпозитором, написал музыку для киносериала «Мастер и Маргарита», стал заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, человеком уважаемым в среде серьезной музыки

Но вместе с тем не оставил и эстраду: продолжал ездить на сольные гастроли, участвовать в сборных «солянках». Все успевал, кроме новых шлягеров. Если раньше они у него сыпались, как грибы из лукошка, то теперь замолчал. Тем неожиданней было услышать в популярном сериале балладу «Город, которого нет», которая удивительным образом стала народно любимой. Так как сериал назывался «Бандитский Петербург», то народ решил, что это песня про наш город, сделав ее, по сути, неофициальным гимном Питера. Сам Игорь такую версию отрицает…

— Уважаемый Игорь Евгеньевич, когда и при каких обстоятельствах вы поняли, в каком замечательном городе живете?
— Когда я шестилетним мальчишкой из Бреста впервые попал в Ленинград, то уже тогда мощь, красота этого дивного города пленили мое воображение. Меня удивили Эрмитаж, фонтаны, но не меньше меня удивило метро, которое глотало тысячи людей и с невероятной скоростью перемещало на далекие расстояния. Это была фантастика.

Затем приехал в четырнадцатилетнем возрасте на учебу и влюбился не меньше. Чуть ли не любой дом в центре — история российской империи. Вот Инженерный замок, творение Павла, где он и пал от рук заговорщиков. А вот дворец Белосельских-Белозерских, где молодой девушке Екатерине (Софье Августовне) сделали смотрины в царской семье. А вот сюда Пушкин ходил на аудиенцию к Николаю… И это все недалеко друг от друга, в пределах визуальной достигаемости. Город, конечно, у нас уникален!

— Каждый год ЗакС Санкт-Петербурга называет нового почетного гражданина СПб. Но почему только одного? Не маловато ли на 5-миллионный город? Сколько, на ваш взгляд, нужно было бы называть?
— Честно говоря, никогда не думал на эту тему. Я не совсем четко понимаю, что означает «почетный гражданин Петербурга»…

— Вот Эдита Станиславовна Пьеха давно номинируется, но ее все никак не могут назвать почетным…
— Мне кажется, Эдита Станиславовна достойна! Сколько лет творит она во славу нашего города!

— Если бы вы 100 лет спустя после нашего разговора вернулись в Петербург, каким бы его хотели увидеть?
— Минимально изменившимся. Хотя я понимаю, что город — живой организм, он должен меняться.

— Был ли такой момент, когда Петербург на вас давил, испытывал на прочность?
— Было. Когда я приехал сюда совсем юношей, то чувствовал себя таким маленьким, жалким, раздавленным. И так почти год. Мне было совсем грустно, одиноко.

— Какие две-три городские проблемы лично вам не дают спокойно жить и спать?
— Уплотнительная застройка в центре. Строят много, а парковочных мест не хватает. Город строился тогда, когда считали, что две кареты будут проезжать в час… Машин же становится все больше, а вопросы грамотной парковки никак толком не решаются.

— Какие особенные места в Петербурге вы показываете своим гостям-друзьям?
— Эрмитаж, Русский музей, Спас-на-Крови и вообще музеи. Эрмитаж мы недооцениваем — это лучший музей мира, по крайней мере, один из четырех. Показываю своим гостям и такие веселые петербургские вещи, как разводные мосты. Или едим весеннюю корюшку — нашу традицию. Ну и, конечно, пригороды и парки — наши жемчужины. Вожу друзей и на север — в Комарово.

Да и сам я себе показываю постоянно какие-то новые места. У нас же, кроме традиционных туристических мест, есть столько интересных дворцов и домов! На какой-нибудь улице Чайковского попадаешь во дворец, и голова кругом идет от красоты… У нас этого так много, что мы порой не обращаем должного внимания.

— За кого из известных петербуржцев вам было или сейчас стыдно, неловко? Кто вызывает у вас неподдельную гордость?
— Неловко — не знаю. А кем гордишься? Вопрос фантастический. Начиная от Пушкина, Достоевского, композиторов Могучей кучки, Чайковского… Список бесконечен. А из современников — Алиса Бруновна Фрейндлих, Олег Валерьянович Басилашвили. Я счастлив, что с ними знаком.

— Как вам нынешний Петербург по сравнению с тем, каким он был 10, 20, 30 лет назад?
— Петербург, как ни странно, внешне молодеет. За последние годы его как-то подчистили, подреставрировали, приятно, что жители это почувствовали, стали культурнее. А в 90-е годы, если кто забыл, была яма на яме, и понятие ровной дороги вообще не существовало. В 90-е годы фасады обваливались, штукатурка осыпалась, бывало, балконы падали…

Знаете, мне всегда казалось, что в советское время город был более ухожен. Но это какое-то неверное отражение памяти. На старых фотохрониках, видеозаписях отчетливо видно, что сейчас Питер выглядит лучше, чем был в 1979 году.

— Нет ли в этом некоего патриотического преувеличения, когда мы называем Петербург самым красивым городом мира?
— Думаю, что нет. Еще лет десять — пятнадцать назад я бы ответил, что, наверное, это такая внутренняя гордыня. Но у меня есть несколько знакомых иностранцев, что считают Питер самым красивым городом на свете. И это так. Ко мне буквально на днях приезжали друзья моего детства, и вот заходим мы в Исаакиевский собор, и ты понимаешь, насколько это фантастическая красота. Вряд ли найдется во всем мире. Уже не говоря о мостах и каналах.

— Был ли в вашей жизни момент, когда вы собирались уехать в другой город?
— Нет. Как прирос я в пятнадцатилетнем возрасте к этому городу — все, это навсегда. Ни Москва, ни Нью-Йорк меня не привлекали как место для постоянного проживания.

— Что вы лично сделали для Петербурга и что он сделал для вас?
— Что я сделал? Посадил несколько деревьев, и этим горжусь. И они растут. На Петроградской стороне и в парке 300-летия Петербурга. Пусть крошечный, но это мой вклад в удивительную красоту этого города.

А что город сделал для меня? Я здесь воспитывался, любил, творил. И, будем надеяться, в этом городе я и кончу свой жизненный путь.

— Вы ведь написали песню, которая стала неофициальным гимном Питера: «Этот город, которого нет»…
— Я таких целей не ставил. Песня на самом деле не о городе, а о других категориях. Но раз народ ее выбрал — против народа не попишешь (улыбается). Я же тогда просто писал песню к фильму, конкретной истории, старался обобщить настроение, которое подчеркнет лирико-драматичность ситуации. Вот и все.

— Есть ли у вас или вашей семьи какие-то воспоминания, ассоциации с газетой «Вечерний Петербург» («Вечерний Ленинград»)?
— Одно из первых моих интервью было опубликовано у вас. Спасибо! Для меня «Вечёрка» — такая же неотъемлемая часть Питера, как какой-нибудь известный проспект или площадь.

— Как вы проводите свои петербургские вечера?
— Если не работаю в концертах, если не в студии, то люблю посидеть с семьей в гостиной, посмотреть кино. Или покататься по городу, сходить к друзьям.

↑ Наверх