Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Игорь Масленников: Давайте не будем о Шерлоке Холмсе!

Отметить 80-летие режиссера собрались и зрители, и актеры

Сначала, конечно, это были «Приключения Шерлока Холмса». Интриги и расследования, да и без скандалов не обошлось. Особенно впечатляла «Собака Баскервилей». Мечущийся в темноте оскаленный череп Собаки и душераздирающие крики Михалкова — сэра Генри были, наверное, одним из моих первых детских страхов. Меланхолию нагоняли унылые виды Гримпенской трясины (на самом деле эстонского уезда Ляэнемаа). Зато хриплый, неоспоримо оптимистичный голос Холмса — Ливанова и элегантные усы Ватсона — Соломина вселяли уверенность в то, что посреди любой трясины можно оставаться человеком, мыслить, действовать и даже шутить. Можно и не догадываться об этом, но такой месседж неизменно бьет из фильмов Игоря Федоровича Масленникова, которому 26 октября исполнилось 80 лет. По этому случаю сам режиссер, его поклонники-зрители и поклонники-артисты, сыгравшие в его фильмах, встретились вечером 31 октября в Доме кино на творческом вечере мэтра.

Фото: Интерпресс

— Я теперь все чаще вспоминаю судьбу Артура Конан Дойла, — признался режиссер. — Когда его на старости лет, примерно в моем возрасте, спрашивали: «Это вы написали «Шерлока Холмса»?» — он приходил в бешенство, топал ногами и кричал: «Между прочим, я написал довольно много приличных книг!» Поэтому я предлагаю: давайте сегодня не будем говорить о Шерлоке Холмсе.
— Ну конечно, Игорь Федорович, — отвечаем мы послушно (хотя сами не властны забыть великолепный сериал).
Мы помним не только Холмса. Были еще «Зимняя вишня», «Ярославна — королева Франции», «Сентиментальный роман», «Русские деньги», «Филипп Траум»...

Можно еще вспомнить первый фильм Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина». Тот, в котором еще поется: «И пусть пока еще ты неизвестен, Но мы не зря к тебе прислали репортера — Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог». Вроде бы оптимистично, но на самом-то деле фильм про обратную сторону того же месседжа, о котором мы говорили.

Можно быть каким угодно интересным и веселым человеком — но ты не застрахован при этом от одиночества.
Вот между этими двумя суждениями и живет, похоже, Игорь Масленников и рассказывает свои киноистории. Он так и говорит о себе: «Я типичный режиссер-рассказчик».

— В смысле, — разъяснил, произнося свой спич, Олег Басилашвили, — Игорь Масленников — не диктатор съемочной площадки, сгибающий всех артистов в бараний рог, лишь бы они показали единственно нужную ему эмоцию. Это другой тип режиссера: он дает актерам время расслабиться и отбросить плевелы самолюбования, зажатости и всей прочей шелухи, которая нам в профессии только мешает, так что потом стыдно смотреть на себя на экране. Масленников пускает актера в свободное плавание. Правда, это плавание происходит в строгих рамках аквариума-фильма. Я очень благодарен Игорю Федоровичу за то, что он дал мне возможность поплавать в нескольких его аквариумах. Он — великий режиссер.

Поздравляли режиссера и другие актеры, сыгравшие в его фильмах, — актрисы Зоя Буряк и Янина Лакоба, актеры Сергей Паршин, Евгений Воскресенский. Подарили режиссеру исключительно мужественные, брутальные атрибуты: бутылку виски и томик Ницше.

Фурор вызвал выход Виктора Бычкова. Он выскочил на сцену, причитая плачущим голосом, в каких-то тряпках и бабьем платке:
— Что это творится, люди, царем нашим кино все отдано на откуп неизвестно кому! Басурманам каким-то! Соберем же денег на русский кинематограф!

И все в таком духе. Вытащил трехлитровую банку и не поленился обойти с ней зрителей. Публика смеялась как сумасшедшая, бурно аплодировала и кидала деньги. Игорь Федорович смотрел на эту внезапную карнавализацию непроницаемо — то ли в некотором замешательстве, то ли иронически. Скорее верно последнее. Масленникову-режиссеру вообще, кажется, свойственна эта тяга к внезапным эксцентрическим эскападам с едко-ироническим подтекстом. А иногда и с тайной слезой. Шутка Бычкова была как раз в этом вкусе.

— Меня это навело на мысль, — добавил Масленников. — Я хочу обратиться к моим ученикам, молодым кинематографистам. Им действительно пора разобраться! Им пора превратиться в какую-то силу. Спасайте кино, ребята. Обращайтесь напрямую к государству. Без государственной поддержки уже погибло кино в Италии, в Англии. Только Франция пока поддерживает свой кинематограф. Но эту революцию могут совершить только молодые, а не мы — старики.

 

Федор ДУБШАН
↑ Наверх