Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Игорь Растеряев: Мои слушатели — это те, кто не поддался на западные провокации

Корреспондент «ВП» поговорил с музыкантом о признании, взрослении и гражданской активности

Игорь Растеряев прогремел несколько лет назад с безусловным хитом — «Комбайнеры», и всего за какой-то год из безвестного актера питерского театра и гармониста-любителя превратился в званого по всей стране артиста и едва ли не зеркало современной  русской жизни. Несмотря на то, что Растеряев не отличается особой музыкальной плодовитостью (за три года всего дюжина авторских песен), интерес к нему не ослабевает, а каждое новое сочинение ожидается  с особым интересом.


— Когда все начиналось, Игорь Растеряев — это был интернет-мем. Прошло три года, вы — известный артист. Хотя складывается впечатление, что по-настоящему изменилось немного, и вы действуете на том же самом поле, в тех же самых рамках. Вы чувствуете, что растете?
— Я занимаюсь своим делом, говорю о дорогих мне вещах, не стремлюсь попасть на ненужные мне мероприятия — и в этих рамках мне не тесно. Что касается роста, то за это время я научился толком на гармошке играть. Тематика песен изменилась: если первые были про друзей, нецензурные, то теперь все больше серьезные, концептуальные. На сегодняшний день эти творческие эксперименты завершились песней «Ходики», пока единственной не посвященной патриотической тематике, — это попытка обратиться к новым темам, открыть для себя новые векторы развития. А вообще, что касается роста, я совсем не думаю об этом. Песня рождается не потому, что тебе хочется кем-то стать или повзрослеть. Есть мелодия, ты подбираешь ее на гармошке, и она начинает тащить за собой тему. От головы у меня ничего не возникает.

 

— Был ли в вашей жизни переломный момент, когда вы почувствовали, что можете и даже должны писать песни?
— Да. Это было перед самым первым концертом. Тогда я понял — неплохо бы! Потому что песен на тот момент у меня практически не было.

 

— Признание помогает раскрытию таланта?
— Признание — это хороший мотиватор. После того как я написал «Комбайнеров», два года я ничего не писал вообще. А спустя месяц после того как она выстрелила (написал «Комбайнеров» Игорь в 2008-м, а в Интернет ее выложили в 2010-м. — Прим. ред.), сразу сделал «Ромашки» и «Казачью». Это не значит, что два года у меня внутри ничего не происходило. И на «Казачью» и на «Ромашки» были готовы мелодии. Более того — были понятны темы. Оставалось только сесть и сделать тексты! Но не было толчка, стимула. И в этом смысле «Комбайнёры» сыграли большую роль.

 

— А какие, напротив, трудности привносит это самое признание?
— Трудности возникают в первый год, когда на тебя сваливается вся эта история и нужно определиться – кто ты, с кем ты, что ты делаешь? Серьезно ли относишься к тому, что тебе упало с неба? Во что ты будешь это обращать? Пойдешь по корпоративам бабки сшибать теми же «Комбайнерами» и патриотикой? Или сознательно устранишься и оставишь себе некую зону отчуждения, останешься самостоятельным внутри, сохранишь за собой свою личную территорию. Когда отвечаешь на эти вопросы — становится легче. А там уже возникают другие сложности — как песню написать, как альбом выпустить…

 

— Слушая песню «Ходики», которая вышла в сентябре, теряешься: о чем она? О чем она?
— Эта песня о кризисе среднего возраста. О том, что человек на рубеже сорока лет понимает, что время ушло, а он еще ничего не сделал. Поводом к созданию сюжета песни стала одна поездка, лет 10 назад, на рыбалку, на Торчинские пески, на Дон. Там, на хуторе, была одна заброшенная хата, покинутая много лет назад. За хатой приглядывал один местный мужик. И он рассказал, что у него бывают такие приходы: раз в несколько месяцев он уходит из дома в эту пустую хату, ложится на кровать и неделю-две лежит, не вставая. Читает старые журналы «Огонек», «Знамя». Ничего не делает. Прибегает жена, ругается: «Вставай, я от тебя уйду!» А он: «Сваливай!» И вот он просто лежит, не пьет, но и сдвинуться не может! Депрессия. Понимает — время свое драгоценное растерял. Я когда в эту хату попал и сам на этой кровати полежал, тоже чуть не стал читать журналы. Такая тоска накатила. Такая брошенность и ненужность сквозила во всем вокруг…

 

— Есть песня, которую вы могли бы назвать самой важной для себя?
— Их несколько. «Георгиевская ленточка» — она посвящена моей земле питерской. Она состоит из личных размышлений о блокаде, войне, сегодняшнем времени. Такая же песня — «Ермак», посвященная моему приходу на наш хутор Растеряев во Фроловском районе Волгоградской области: этого хутора уже нет, мы установили на его месте крест. Вот такие песни — рассуждения о самом себе — самые важные.

 

— Расскажите про гармошку, на которой вы играете. Она обладает весьма специфичным звучанием — ее трудно с чем-то спутать.
— Это «Чайка» из комиссионки. Очень ее люблю — пищит хорошо! Есть также запасная тульская, изготовленная на заказ. Но именно — запасная. Играю я только на «Чайке».

 

— Ваши песни носят ярко выраженную гражданскую направленность. Вам вообще присуща гражданская активность?
— Если честно, мне не очень свойственно участие в любых гражданских акциях или движениях. На митинге я как-то себя слабо представляю. Для меня важно задавать вопросы самому себе, а не обвинять кого-то или требовать с кого-то. Тем более, у меня накоплена куча материала, который ждет переработки — мне бы с этим разобраться.

 

— И, наконец, каким вы видите своего слушателя?
— Думаю, это мужчина 25 — 40 лет. Который мало поддался на различные западные провокации.

 

Блиц-опрос «Вечёрки»:

 Ваша самая характерная черта?

Нахождение на своей волне.

 

Что вы больше всего цените в мужчинах?

Неординарность мышления. И легкость на подъем.

Что больше всего цените в женщинах?

Умение не напрягать.

Ваши любимые писатели?

Виктор Астафьев. Сергей Довлатов. Василий Шукшин. Михаил Булгаков. Константин Паустовский.

Ваши любимые литературные персонажи?

Аким из романа «Царь-рыба» Виктора Астафьева. Герой Сергея Довлатова в его произведениях. В детстве самыми любимыми героями были Лёнька Охнарь из одноименной книги Виктора Авдеева, и Демид Молчун из «Поднятой целины» Михаила Шолохова.

Ваши любимые музыканты?

Балалаечник Алексей Архиповский. Юрий Шевчук. Группа «Пинк Флойд». Эдуард Скрябин.

Ваш любимый художник?

Папа.

Ваш любимый цветок?

Тюльпан.

Ваше любимое блюдо?

Пельмени, манты, хинкали, чебуреки, то есть все, что состоит из сочетания теста и мяса. Но любимое, наверное, арбуз.

Ваш девиз?

Быть добру!

Досье

Игорь Растеряев родился 10 августа 1980 года в Ленинграде в семье художников. Среднее образование получил в школах №189 и 558. Окончил СПбГАТИ. 10 лет работает актером в Театре «Буфф». Известность ему принесла снятая на мобильный телефон и размещенная на ютьюбе его песня «Про комбайнеров» (которая на сегодня собрала более 5 млн. просмотров и является одной из самых просматриваемых в Рунете). Выпустил три альбома: «Русская дорога», «Звонарь», «Песни для дяди Васи Мохова». Многие песни Растеряева посвящены жителям деревни Раковка Волгоградской области, откуда родом отец Игоря.

Фото предоставлено Игорем РАСТЕРЯЕВЫМ
↑ Наверх