Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Игорь Жемеркин: Бюджетным спорткар быть не может!

Известный раллийный гонщик даёт советы молодым: стоит ли польститься на спорт-купе начала 90-х, и что из этого обычно получается

Как-то мне довелось пообщаться с одним «очень начинающим» автолюбителем, буквально на днях купившим себе «Eclipse» первого поколения 1991 года выпуска. Парень жаловался на проблемы: троит, «где-то что-то гудит», заводится плохо… Я было начал перечислять перечень возможных неполадок, но собеседник замахал руками: «Нет-нет, недельку поезжу и продам!» На это заявление брови мои поползли вверх: у машины отличный кузов с хорошей геометрией, хороший двигатель, не засиженный мухами салон… Ну да, есть проблемы с электропроводкой, датчиками, но это поправимо, притом небольшими усилиями. Но смысл покупать такой автомобиль, раз не думаешь вкладываться? Ведь 21 год машине – это, знаете ли, возраст. Поэтому сегодня мы встретимся с человеком, не просто знающим толк в автомобилях, а «съевшим собаку» на них и за версту чующим, «жив пациент или не очень».

— Почему люди покупают автомобили с пробегом «до Луны и обратно»?
— На самом деле здесь две причины, как и два пути, и, соответственно, они взаимосвязаны. Но, как правило, виной всему  неопытность. Найдя характеристики в Интернете, только получивший права парень думает, что он купит какой-нибудь «цивик» 1993-го, «тойоту супра» 1992-го, и эта машина тут же помчит его к успеху у девочек и на отрезках промзоны в 402 метра, «как в «Форсаже». Но это заблуждения. Если вы думаете, что до вас на этих кузовах не «отжигали», то глубоко заблуждаетесь. Статистика показывает, что 90% из них побывали в ДТП, и из этих 90% ровно половина – уже не жильцы в виду усталости металла после серьёзной деформации, как бы «конфетно» они ни выглядели на фото в объявлении или в гараже продавца. Они уже никогда не будут управляться так, как должны и в виду этого могут быть просто опасны. Относительно двигателя, ходовой части и электрики таких машин вообще не хотелось бы распространяться, всё это на переборку! Поэтому формула «классический спорткар начала 90-х за 200» - не работает. Логичней переформулировать в «стартовый набор сделай сам»… Ведь грядущие вложения обязательно превысят бюджет покупки. Готовые варианты стоят за 500 тысяч рублей, и, рано или поздно, они находят адекватного покупателя – ведь такой ценник оправдан.

— Так зачем же покупать такие автомобили, если не по неопытности?
— Под постройку проекта, для восстановления… У кого-то может мечта детства была, кто-то может использует конкретный автомобиль как приятный глазу форм-фактор, а внутри соберёт что-нибудь лютое. Профи их любят за удобство настройки, за архаичность устройства. Но опять же, это плюсы для тех, кто понимает, что делает.

— Но если всё же хочется, что «аж зудит»?
— Тогда имеет смысл выбирать тщательно. Сыграет важную роль состояние кузова, притом речь идёт не о целостности ЛКП, а о наличии скрытых повреждений, деформаций, насколько он «прямой». Важно также состояние двигателя и коробки передач. Остальное – не суть как важно, приложится. Подумайте, вы собираетесь постепенно «доделывать» машину, или же сразу «запечатаете» в гараж под постройку? Такие моменты тоже отразятся на выборе – если в планах строить мотор, то можете взять уже «умирающий», сторговав при этом неплохую сумму. Только в итоге, не плачьте, что «запчастей нет, специалистов нет».

— Реально ли вообще «поднять» такое авто?
— Судьба каждой машины зависит исключительно от хозяина, от понимания или непонимания технического состояния аппарата, а соответственно, возможности осуществления целей и задач, которые он ставит перед ним. Результат любой деятельности, будь то поездка за продуктами или участие в ралли, планируется исключительно человеком. И если авто заглохло на светофоре или вылетело с трассы, это как раз результат непонимания. И как раз результатом понимания или непонимания будет ответ на ваш вопрос. Вы можете машину в гараже воскресить, а можете и захоронить там, подождав, пока кооператив снесут. Просто нужно раз и навсегда уяснить – бюджетным спорткар быть не может: чем дешевле купите, тем больше закопаете дензнаков в районе капота.

 

Беседовал Алексей Блахнов, фото автора
↑ Наверх