Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Игра в кубики

До 1 июля Новый музей приглашает на выставку Михаила Карасика «Ленинградский архитектурный конструктивизм: Дворцы культуры, фабрики-кухни, бани и др.».

В экспозиции представлен один экземпляр одноименного альбома, изданного в пятнадцати экземплярах, и вся графическая серия, вошедшая в этот альбом. Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский назвал Михаила Карасика «самым живучим и настырным из петербургских графиков» и напомнил, что художник много лет занимается авторской книгой — то есть созданием уникальных рукописных книг в единственном экземпляре. Хотя у альбома экземпляров целых пятнадцать, вряд ли он от этого станет доступнее для широкой аудитории. Зато на выставку может прийти каждый.

Фабрика-кухня Московско-Нарвского района.


В нашем городе то там, то сям попадаются странные «непетербургские» здания: фабрика Володарского, Дворец культуры Промкооперации, круглая баня на площади Мужества. В отличие от привычных глазу барокко и классицизма здания эти скупы на декор и состоят из простейших геометрических тел, хотя совсем не просты: параллелепипеды, кубы и цилиндры соединены в сложные объемы. Так что делалось это совсем не из экономии (как — гораздо позже — хрущевки), а из чувства по-новому понимаемой красоты, и внутри этих зданий, по мысли их создателей, должен был сформироваться новый человек. Самые характерные объекты — фабрики-кухни, призванные освободить женщин от быта, чтобы оставалось время на развитие личности… 

Михаил Карасик создает методом литографии (на основе фотографий сохранившихся конструктивистских зданий) причудливые архитектурные композиции: здания отражаются в несуществующей воде, дробятся и множатся, как в калейдоскопе. Яркий локальный фон — красный, синий, желтый — подчеркивает их своеобразную мрачноватую красоту. Это здания-функции, где трудно представить обычного человека с его маленькими радостями. Не случайно после кратковременного всплеска интереса к конструктивизму в 1960 — 1970-е в быт среднего обывателя прочно и, кажется, навсегда вернулся бидермайер, и никакой хайтек его не вытеснит.

Утопические мечты о новом быте, не похожем на старый, обернулись сами знаете чем, и на выставке эта тема прочитывается, но Михаил Карасик не считает архитектурный конструктивизм таким уж абсурдным стилем: «Конструктивизм не хорош и не плох, это порождение своего времени. Он устарел, как устаревает любой стиль. Хотя, если бы сверху не стала насаждаться неоклассика, возможно, он бы прожил подольше».

Фото автора
↑ Наверх