Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Играю на скрипке Страдивари, которой недавно исполнилось триста лет»

Максим Венгеров, Прославленный скрипач и дирижер, двукратный обладатель премии «грэмми», даст единственный концерт в петербургской Филармонии 10 апреля

Он выступит как скрипач с впервые исполняемой в России первой редакцией знаменитого Скрипичного концерта Сибелиуса (дирижер — з. а. России Александр Титов), а во втором отделении — как дирижер — с «Фантастической симфонией» Гектора Берлиоза.

Максим Венгеров любит скрипку, как жену.

— У меня жена из Петербурга (Ольга Грингольц, сестра известного питерского скрипача Ильи Грингольца. — Прим. авт.), поэтому я очень люблю ваш город, — так начал маэстро свою пресс-конференцию.

Кроме маэстро Венгерова солировали: один из организаторов концерта, председатель Фонда поддержки музыкального образования Вячеслав Зильберборд и великолепно говорящая по-русски специалист по вопросам культуры финского консульства в Петербурге Сани Контула Вебб, заглянувшая на огонек ради 150-летнего юбилея великого финского композитора Яна Сибелиуса, отмечаемого музыкальной общественностью в этом году.

— Наш фонд проводит благотворительную акцию: мы передаем бесплатно 200 билетов молодым петербургским скрипачам из Средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории и студентам Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова, — взял слово господин Зильберборд.

Маэстро Венгеров рассказал журналистам о первой редакции Скрипичного концерта Сибелиуса, о том, почему ее стоит исполнять, несмотря на волю композитора, запретившего это делать. Потом отвечал на вопросы.

— Разрешение на исполнение первой редакции концерта Сибелиуса мне дала семья композитора, его наследники. До меня такое разрешение было выдано только один раз — Леонидасу Кавакису. Первая версия знаменитого концерта, созданная Сибелиусом в 1903 году, — это настоящий концерт для скрипки и оркестра, сверхвиртуозный. Сибелиус говорил, что его идеей было написать скрипичную партию такой сложности, которую он не смог бы сыграть сам, хотя он был профессиональным скрипачом. Известная всем меломанам вторая редакция того же концерта появилась под влиянием Скрипичного концерта Брамса и представляет собой скорее концерт для симфонического оркестра с облигатной солирующей скрипкой. Зачем я взялся дирижировать? Такие великие композиторы, как Брукнер и Малер, например, не написали концертов для скрипки, а мне хочется исполнять их музыку. Конечно, если бы мне предложили выбирать между скрипкой и оркестром — или/или, — я бы остановился на скрипке, потому что воспринимаю ее как продолжение своего тела. Играю сейчас на скрипке Страдивари, которой недавно исполнилось 300 лет.

На вопрос одного из журналистов, какого скрипка рода — мужского или женского в его восприятии, маэстро, предварительно оглянувшись по сторонам и лукаво улыбнувшись, ответил:

— Поскольку здесь нет моей жены, я вам признаюсь — конечно, женского.

Фото: Евгений Пронин

Сани Контула Вебб рассказала о связях Яна Сибелиуса с Петербургом и объяснила, почему так хорошо говорит по-русски:

— Дедушка Сибелиуса во второй половине ХIХ века купил в Петербурге скрипку для своего внука Яна. Сейчас на этой самой скрипке играет правнучка великого композитора. А русскому языку меня учили с детства — так хотела моя мама, потом я получила в Петербурге высшее художественное образование и уже 10 лет живу в этом прекрасном городе.

За час до начала концерта, в 19.00, в Филармонии откроется информационная выставка, в краткой и доступной форме рассказывающая о жизни и творчестве Яна Сибелиуса и его вкладе в мировую музыкальную культуру.

↑ Наверх