Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

Игроки уходили обнявшись

70 лет назад, 31 мая 1942 года, на стадионе «Динамо» был сыгран легендарный блокадный матч

 

Как болельщик со стажем, могу признаться, что помню результаты не только многих футбольных матчей различных первенств, но и тех, кто выдавал ювелирные пасы, забивал голы или, наоборот, спасал ворота, казалось бы, в безнадежных ситуациях. Знаю по книгам и старым газетам о том, как протекала первая игра первого чемпионата СССР в Ленинграде между «Локомотивом» и нашим «Динамо» и как «Зенит» летом 1944 года выиграл Кубок страны у ЦСКА, обыграв со счетом 2:1.

 

Мемориальная доска у входа на стадион.

А вот результат матча, который был сыгран в последний майский день 1942 года на стадионе «Динамо», наверно, не имел даже тогда никакого значения. Я говорю о спортивном результате, потому что сам факт игры в футбол в блокадном городе, едва оправившемся от страшной зимы, унесшей десятки тысяч жизней ленинградцев, свидетельствовал о том, сколь сильна была у людей воля к победе. К победе над смертью, к победе над фашизмом.

 

Футболистов собирали отовсюду. Кто-то работал в городе, а кто-то защищал от врага подступы к нему, несколько динамовцев, как и предполагала ведомственная принадлежность, служили оперуполномоченными ленинградской милиции. Кого было можно — отпустили на игру. 

На поле вышли двадцать два спортсмена, незадолго до игры поменявших заводские робы или солдатские гимнастерки на футболки. Таймы сократили с сорока пяти минут до тридцати. Судил встречу судья всесоюзной категории Павел Павлов.

Шесть безответных мячей забили динамовцы в ворота соперника. Но это не имело ни для кого никакого значения. Покидали поле футболисты обнявшись. Можно увидеть в этом символ единства, и это не будет ошибкой, хотя на самом деле они после часа игры с трудом держались на ногах. В том, что футболисты отыграли матч, состоял их маленький (по сравнению с защитой города от врага) подвиг.

Этот подвиг увековечили десять лет назад, когда у входа на стадион «Динамо» была открыта памятная доска, созданная по проекту скульптора Вениамина Сидоренко и архитектора Анатолия Чернова.

Ее текст гласит: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады, 31 мая 1942 г., ленинградские динамовцы провели исторический матч с командой Металлического завода». И перечислены по алфавиту фамилии игроков. Вспомним их имена. За «Динамо» играли Аркадий Алов, Михаил Атюшин, Анатолий Викторов, Виктор Иванов, Георгий Московцев, Виктор Набутов, Борис Орешкин, Константин Сазонов, Валентин Федоров, Дмитрий Федоров, Евгений Улитин. За ЛМЗ — Петр Горбачев, Николай Горелкин, Александр Зябликов, Иван Куренков, Алексей Лебедев, Леонид Лосев, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Иван Смирнов, Николай Смирнов и Александр Фесенко.

 

Составы команд.

Сегодняшним болельщикам может показаться удивительным, что пару динамовцам составил не «Зенит», а команда Металлического завода. Однако в тот момент, наверно, не это было главное. Кроме того, футбольный коллектив ЛМЗ до войны представлял довольно грозную силу. В 1939 году «металлисты» в Кубке СССР дошли до финала, где уступили московскому «Спартаку». Хотя, конечно, на этот матч вышли и игроки, собранные, что называется, с бору по сосенке. 

 

О тяжелейших условиях подготовки свидетельствует и такой факт. К команде ЛМЗ прикомандировали полузащитника «Зенита» Анатолия Мишука, которого незадолго до этого выписали из госпиталя после тяжелой стадии дистрофии. И он сыграл, хотя первый же мяч, попавший ему в голову, сбил футболиста с ног, после чего он самостоятельно не смог встать. Зенитовцами были еще пятеро: Зябликов, Медведев, Горелкин, Куренков, Смирнов, которые в блокаду работали на Металлическом заводе.  

Но и «Динамо» представляло собой не ту команду, которая играла до войны. Валентин Федоров, кстати участник первого официального матча чемпионата СССР и автор гола в ворота «Локомотива», через много лет в интервью «Спортивной неделе Ленинграда» рассказывал о тех, кого к весне 1942 года уже не было в живых, и о тех, кто воевал вдалеке от родного города. 

Аплодисменты, раздававшиеся семьдесят лет назад с трибун запасного поля стадиона «Динамо» по окончании игры, были знаком признательности. Правда, аплодисменты не слишком бурные, поскольку болельщиками были в основном раненые из находившегося поблизости госпиталя да выпускники командных курсов. Широкого оповещения горожан решили не делать.

Через день отчет о матче опубликовала «Ленин­градская правда», а 3 июня — «Смена». Если читать эти заметки, не обращая внимания на дату выхода газет, невозможно понять, что речь идет об игре в осажденном врагом городе. И в этой тональности была абсолютная уверенность в нашей общей победе в войне.

Почему для матча выбрали маленький стадион «Динамо» на Крестовском острове? Скорее всего в целях безопасности футболистов и болельщиков, поскольку северная часть Ленинграда меньше подвергалась бомбежкам, чем южная часть и центр города. 

Резонанс от этой игры был таков, что футбольные встречи стали проводить регулярно в разных городах страны. Те же «Динамо» и ЛМЗ встретились вновь уже 7 июля того же 1942-го. Второй матч закончился вничью со счетом 2:2. Впрочем, это уже другая история.

А тот матч вошел в Историю с большой буквы. Как и некоторые его участники — в историю отечественного футбола.

 

 

Памятник блокадному футболу придуман в Москве

 

Памятник футболистам — участникам блокадного матча, который откроют сегодня на стадионе «Динамо», задуман и отлит в Москве. Это совместный плод творчества народного художника России столичного скульптора Салавата Щербакова и питерского архитектора Григория Крамаровского. Между прочим, Крамаровский — автор проекта реконструкции динамовской арены на Крестовском острове, на проспекте «Динамо», 44, который реализуется там с 2008 года.

Впрочем, Григорий Крамаровский свою роль в проекте монумента оценил весьма скромно — всетаки общую концепцию задумал и осуществил народный художник РФ Щербаков. Однако скульптор, по своей инициативе пригласивший Крамаровского в авторский коллектив, «советовался с ним концептуально». И, по словам Григория Марковича, до которого дозвонился корреспондент «ВП», идея стелы вызревала около двух с половиной лет.

— Я консультировал Щербакова в поиске проектного решения: ведь памятник блокадным футболистам возводится в рамках освоения общей площади спорткомплекса «Динамо» и должен стать ее архитектурной доминантой, — уточнил Григорий Маркович. — Необходимо было, чтобы монумент органично вписался в архитектурный контекст комплекса и ансамбль стадионных сооружений.

Ныне к открытию готов не только монумент блокадным игрокам, но и новое футбольное поле — именно на нем в рамках большого праздника, который состоится на «Динамо» 31 мая, пройдут футбольные матчи между сборными командами Первого пограничного кадетского корпуса ФСБ России и Суворовского училища МВД России (начало — в 10.00), а также ветеранов «Динамо» и «Зенита» (начало — в 13.15). Еще по ходу действа будут обеспечены стрельба из пистолетов, демонстрация навыков рукопашного боя. А зрители и гости смогут насладиться блюдами полевой кухни и посмотреть документальный фильм «Под прицелом» — как раз о блокадных матчах по футболу в Ленинграде.

Ну а на Малой Конюшенной открывают уличную выставку «Памяти блокадного матча». Ее организуют руководители футбольного клуба «Зенит», за который, к слову, позже выступали некоторые из участников «футбольных игр огненных лет» (начало — в 10.00). Откроют экспозицию генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов и директор Музея обороны Ленинграда Анатолий Шишкин.

 

Алексей ЕРОФЕЕВ, Фил ПАНОВ. Фото из архива и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх