Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Презумпция виновности: они приехали в Петербург!

Надежды ветеранов на отмену ценза оседлости снова не оправдались

Петербургские власти продолжают бороться с ветеранами. Напомним, старики бьются за свое благополучие. А чиновники Северной столицы — за неприкосновенность средств, которые указом президента должны выделяться из федерального бюджета на покупку квартир участникам войны и блокадникам.
И вчера — усилиями представителей губернатора Петербурга, жилищного комитета и Законодательного собрания — Городской суд решил отказать заявителям-ветеранам Виктору Курятникову, Нине Буйневич, Раисе Галиной и Евдокии Балковой в их требовании отменить 10-летний ценз оседлости для их льготной категории в полном объеме. Немолодые борцы с цензом оседлости в очередной раз почувствовали себя униженными и оскорбленными, поскольку видели, как представители ответчиков, пряча улыбку, переглядывались на процессе с судьей Светланой Сухаревой.
Но ветераны не сдались. И сразу же после заседания подали кассационную жалобу в Верховный суд РФ, направив процесс на второй круг.

Теплые слова от чиновников ветераны получают только по праздникам. Фото: Натальи ЧАЙКИ


Губернатора решили не беспокоить
Напомним, что вчерашнее заседание было инициировано решением того же Верховного суда РФ, который рассматривал кассацию Горпрокуратуры на решение судьи Городского суда Татьяны Гунько, отменившей позорную норму ценза оседлости для ветеранов. А чтобы неугодное решение не подтвердилось еще раз, Верховный суд, возвращая дело в Петербург на уточнение формулировок, поменял состав судей. Поэтому вчера дело рассматривала Светлана Сухарева.

 

Последняя не стала затягивать процесс. Отклонив все ходатайства заявителей, которые требовали присутствия в суде не представителей властных структур, а самих истцов — губернатора Георгия Полтавченко, спикера Законодательного собрания Вадима Тюльпанова, председателя жилищного комитета Юрия Осипова, она приняла решение: ЦЕНЗУ ОСЕДЛОСТИ БЫТЬ.

Главной скрипкой на вчерашнем процессе была представитель Законодательного собрания Петербурга Наталья Лыжова. Похоже, госпожа Лыжова чувствовала себя последней инстанцией в законодательстве. Она заявила суду буквально, что город имеет право принимать свои нормы без учета требований федерального законодательства и указа президента РФ.

Сын участника войны Виктора Курятникова поинтересовался у представителя губернатора Вадима Платова, прежде чем тот взял слово, помнит ли он слова Георгия Полтавченко, которые тот говорил главе правительства Владимиру Путину. На что Платов ответил, что не уполномочен отвечать за слова губернатора, но уполномочен представлять в суде его интересы. Тогда представитель Нины Буйневич адвокат Татьяна Смирнова, поминая тезисы Лыжовой, спросила у Платова, как при такой позиции законодательной власти исполнительная власть сможет выполнить обязательства перед ветеранами, данные им федеральной властью. В ответ господин Платов пожал плечами и пробурчал, мол, никак не сможет.

Скомканные прения
При этом представителям ветеранов суд не дал высказать свою позицию в полной мере. Ведь все готовились к длительному и трудоемкому процессу. Но Светлана Сухарева, поправ процессуальность, пресекла разгорающиеся юридические споры и сразу же назначила прения. Юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова, конечно, выступила на них, конечно, обосновала не раз обсуждаемую позицию. Мы приводим здесь ее часть.

— В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации федеральному закону подлежит применению федеральное законодательство РФ. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В частности, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исчерпывающе установлены статьей 51 ЖК РФ, и постоянное проживание в течение определенного срока на определенной территории как основание признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий ни в этой, ни в других статьях ЖК РФ не предусмотрено.

Татьяна Смирнова, ссылаясь на существующие нормы, говорила еще про основания постановки на жилищный учет, об условиях отказа в постановке на учет... Но Светлана Сухарева не дала участникам процесса использовать все судебные инструменты в защиту своих прав. Тем не менее полный текст не состоявшегося, но подготовленного выступления Татьяны Смирновой вы сможете изучить на нашем сайте в разделе «Ценз оседлости». Судья же закончила процесс отказом в удовлетворении требований заявителей. После чего, как наблюдали участники процесса, госпожа Лыжова обменялась с госпожой Сухаревой радостными улыбками.

Не надо выносить сор из избы?
Как мы уже сказали выше, сразу после заседания была подана кассационная жалоба на это решение. Как представляют дальнейшее развитие этого процесса юристы, ее должен принять Верховный суд РФ. Если будет тот же судья, что и в прошлый раз, он сохранит решение Светланы Сухаревой в силе. И тогда останется Страсбург. Кстати, если государевы слуги ветеранов не уважают, то ветераны свою страну любят. И например, Евдокия Балкова через своего представителя в суде заявила корреспонденту «ВП», что жаловаться в Европейский суд по правам человека не будет, что она — представьте великодушие этой женщины! — не хочет выносить сор из избы, а хочет, чтобы правда восторжествовала в российском суде.

Резолютивная часть
Все это так, если считать вчерашнее заседание легитимным. Ведь президиумом Верховного суда были получены жалобы Курятникова, Галиной и Буйневич на решение Верховного суда РФ, которым 20 июля дело было возвращено в Горсуд Петербурга со сменой состава суда. В их жалобах, в частности, оспаривается эта смена. Поскольку в резолютивной части решения Верховного суда говорилось лишь об уточнении формулировок, которыми ценз оседлости для ветеранов был отменен. А для этого менять состав суда не было необходимости. То есть если сейчас президиум Верховного суда рассмотрит эти жалобы и признает наличие процессуальных нарушений, то все вчерашнее заседание можно будет назвать не имеющим силы…

 

Прямая речь
Теперь, узнав, что говорили на процессе представители губернатора и законодательного собрания, вспомним высказывания о цензе оседлости самих политиков

Президент РФ Дмитрий Медведев:
— Я мог решение принять о том, чтобы все ветераны получили жилье, — и такое решение я принял. Это, кстати, очень непростое решение — несмотря на то что ветеранов у нас осталось не так много, но это все равно миллиарды рублей. Меня предупреждали, говорили: зачем вы его принимаете? Объясняя, что ветеранов осталось не так много, что ветераны это жилье не получат, а получат их дети. Знаете, мне кажется, это все неправильные, аморальные рассуждения. Государство когда-то должно признать, во-первых, что они сделали для всех нас. И во-вторых, знаете, я такую вещь скажу: даже если они уйдут из жизни, понимая, что они что-то способны передать своим детям и внукам, это уже большое счастье. Поэтому эти решения должны быть выполнены до конца, и поэтому на них тратятся весьма немаленькие средства.

Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин:
— Нужны не абстрактные квадратные метры, а именно доступность качественного жилья для людей, решение жилищных проблем конкретной российской семьи. Вот это должно стать главными, базовыми показателями эффективности и результативности нашей работы в этой сфере. Поэтому мы продолжим реализацию планов по обеспечению жильем ветеранов.
Я уже говорил об этом несколько раз публично: с того момента, как мы сказали, что будем обеспечивать всех нуждающихся ветеранов, количество вставших на очередь многократно выросло! И список не закрыт, очередь увеличивается. Вместе с тем наши предварительные подсчеты говорят о том, что, несмотря на такой объем, все-таки мы закроем это окончательно, решим вопрос.

Министр регионального развития Виктор Басаргин:
— Мы видим, что вводится какой-то ценз на оседлость по ряду субъектов. Мы обращаем внимание городов Москвы и Санкт-Петербурга, что сегодня есть Гражданский кодекс... вводить какие-то ограничения — 10 лет и так далее — это противозаконно. Мы по каждому такому факту будем разбираться.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко:
— Решаются вопросы, связанные с обеспечением жильем льготных категорий граждан и в первую очередь — ветеранов Великой Отечественной войны. То, что мы делали... прежнее руководство города делало в прошлом году, когда, казалось, все обязательства были выполнены, сейчас появилось еще большее количество ветеранов, в том числе тех, которые приехали из других регионов нашей страны и из-за рубежа, которые в принципе также хотели получить жилье в Петербурге... это проблема серьезная. Мы обязательства будем выполнять. Но здесь надо серьезно работать.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Вадим Тюльпанов:
— По изменению ситуации с цензом оседлости для ветеранов Великой Отечественной войны необходимо обращаться в Госдуму России и просить рассмотреть при принятии бюджета на следующий год меры финансового обеспечения из федерального бюджета выдачи жилья этой категории ветеранов. В противном случае нам придется оплачивать эту программу из городского бюджета, что может повлечь за собой не очень приятные процессы, такие как переезд ветеранов из других субъектов РФ. Я полагаю, что надо осторожно подходить к этому решению. Ветераны должны быть обеспечены квартирами, но должен быть найден такой выход из ситуации, чтобы ветераны со всей России не прописались в Санкт-Петербурге.

Руководитель фракции ЛДПР Елена Бабич:
— Вопрос непростой — ведь ветераны жили по всему СССР и некоторые переехали после распада СССР в Россию. По идее всем, кто переехал в Россию на момент появления указа, мы должны предоставить жилье. Но вопрос в том, где ветеран жил до этого президентского распоряжения: кто-то все время жил в нашем городе, а кто-то живет здесь менее 10 лет и жилья не имеет. Нужен, конечно, индивидуальный подход: необходимо выяснить, какое у ветерана было жилье или его не было на момент принятия указа… Думаю, пока вопрос об отмене ценза не назрел — нужно по всей России создавать такие условия, чтобы у людей было желание уехать в маленькие города, чтобы была политика подъема страны, а не скученности в двух городах.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Олег Нилов:
— Моя позиция: все ветераны, которые живут в Петербурге, должны быть обеспечены жильем, а те, которые появятся завтра, послезавтра, я уверен, тоже не должны нуждаться и терпеть лишения. Думаю, такой закон будет принят, — естественно, нужно отменить ценз оседлости. Часто ветераны не по своей воле, многие — по состоянию здоровья приехали к родственникам в Петербург и еще не могут получить квартиру! И для того чтобы ветераны не оказались в таком подвешенном состоянии, я уверен, этот ценз должен быть отменен. Не думаю, что ветераны будут приезжать к нам в массовом порядке. Я говорю о тех ветеранах, которые сегодня не имеют достойного жилья, но уже живут в городе, — им необходимо предоставить жилье, а о тех, которые появятся завтра и послезавтра, тоже нужно говорить, но каждый случай нужно разбирать... Считаю, что ветеранов осталось не так много, чтобы можно было говорить, что они обанкротят бюджет России, Санкт-Петербурга.

Руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев:
— Я поддерживаю предложение об отмене ценза. Какие десять лет?! Этим людям осталось не много, и надо сделать все в рамках государства, региона, чтобы у них была отдельная, благоустроенная квартира. А то, что говорят, сюда многие приедут, — ничего страшного не произойдет, это вполне подъемное количество для нашего города. Я не считаю, что наш город захлестнет поток из ветеранов войны, — не надо самих себя пугать. Мы должны отдать долг нормальным жильем. И будем все время выступать с инициативой об отмене ценза оседлости...


ОТ РЕДАКЦИИ
Как видим, руководители нашего государства, лидеры крупнейшей партии России однозначно высказываются за то, чтобы жилищная проблема каждого ветерана была решена.
Однако региональные лидеры этой же партии заладили: к этому вопросу надо подходить осторожно, надо рассматривать каждый случай, Петербург захлестнет волна «понаехавших» ветеранов… Между тем редакция «Вечернего Петербурга» два года обращается и к исполнительной, и к законодательной властям города с предложением провести учет тех ветеранов, которых по формальным причинам не ставят на очередь, но которые просят помочь им улучшить их жилищные условия. Только после этого станет ясно, каков должен быть размер этой помощи. И только после этого можно запрашивать средства из федерального бюджета. По нашим представлениям (а горячая линия для ветеранов в «Вечёрке» работает уже больше двух лет), в городе героев войны с цензом оседлости наберется от силы 250 — 300 человек. Стоит ли унижать заслуженных людей ради такого количества квартир?
Но, похоже, слишком уж тяжелая эта задача, коль ею до сих пор никто не занялся. И то правда, уж больно капризные они, эти ветераны, не хотят доживать век в коммуналках без горячей воды и на пятых-шестых этажах без лифта.
А может, господа власть имущие, положа руку на сердце открыто признаетесь: неохота последний долг старикам отдавать? Неохота тяжелой работой себя загружать?
Получается, что в Петербурге — городе-герое с великой и трагичной судьбой — не торопятся выполнять решения руководства страны, а следовательно, не особо заботятся не только о ветеранах, но и об имидже власти. Да и о своем — тоже…

Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх