Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Индийские подводники спали на боеприпасах

Из экономии места торпедный отсек на «Синдуракшаке», где произошел взрыв, был спроектирован жилым

Весь вчерашний день в индийском порту Мумбаи продолжалась борьба за живучесть дизель-электрической подводной лодки «Синдуракшак» («Морской великан»), построенной на Адмиралтейских верфях в 1997 году и модернизированной на заводе «Звездочка» в 2012 году. 

После сильного взрыва, произошедшего в ночь на среду в торпедном отсеке, субмарина затонула. Кто из членов экипажа успел, прыгнул в воду. Есть пострадавшие. Они доставлены в военный госпиталь. На борту лодки остались заблокированными 3 офицера и 15 матросов. Причины возгорания пока неизвестны.

ДЭПЛ «Синдуракшак» — девятая лодка экспортного проекта 877ЭКМ (по классификации НАТО «Kilo»), построенная на Адмиралтейских верфях для ВМС Индии. На вооружение она поступила в 1997 году. Без происшествий участвовала в семи боевых походах. В 2010-м встала на модернизацию на заводе «Звездочка», который ремонтировал и модернизировал еще пять подлодок индийских ВМС типа «Kilo». На «Синдуракшаке» был установлен современный комплекс ракетного вооружения «Club-S», заменены гидроакустическое оборудование и связь, которые были изготовлены на индийских предприятиях. В результате модернизации подводную лодку удалось превратить в самый современный и мощный подводный корабль индийских ВМС и продлить срок ее эксплуатации на 10 лет.

К концу 2012 года субмарина успешно прошла все ходовые испытания, в том числе и в ледовых условиях. В январе 2013-го была сдана в эксплуатацию индийскому экипажу и Северным морским путем пошла в Мумбаи. Преодолев 10 000 морских миль, в апреле встала у причала. Последние месяцы готовилась к боевой службе у берегов Пакистана. Но авария не дала состояться этому походу.

Как сообщается в пресс-релизах индийских ВМС, ДЭПЛ «Синдуракшак» находилась в 20 метрах от пристани, когда в первом отсеке произошли возгорание и взрыв. Из-за взрыва с борта вылетели две торпеды. Но, неактивированные, они — просто металлические болванки. В результате незначительные повреждения получила стоявшая неподалеку подлодка такого же проекта «Синдуратна» («Морская жемчужина»). Пожарной бригаде порта Мумбаи вторую лодку удалось спасти.

Как рассказали корреспонденту «ВП» на судостроительном заводе «Звездочка», в Мумбаи с апреля находится группа гарантийного обслуживания — это пять специалистов «Звездочки» и два эксперта из фирм-контрагентов. Но как они утверждают, в последние дни на борт лодки их не пускали. Индийцы сами готовили лодку к походу. В момент взрыва российские специалисты находились в гостинице. Их также не привлекают и к работе комиссии, созданной индийскими ВМС для расследования причин катастрофы.

Источники выдвигают разные версии взрыва. Военный эксперт даже сказал о возможном теракте на борту индийской подлодки.

Корреспондент «ВП» обратился за комментариями к подводникам. Ситуацию пояснил Александр Лесков, помощник капитана атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», в которой 8 сентября 1967 года произошло возгорание в торпедном отсеке, ставшее причиной гибели моряков:

— Это типовая авария, если так можно выразиться. Достаточно вспомнить катастрофу на «Б-37» в Полярном в 1962 году. (Дизельная ПЛ «Б-37» готовилась к длительному плаванию. 11 января 1962 года в торпедном отсеке произошел взрыв. Стоявшая рядом ПЛ «С-350» получила повреждение прочного корпуса, затопило 1-й и 2-й отсеки. Погибли 122 человека. Причины катастрофы установить не удалось. — Прим. ред.) Трагедия на нашей «К-3» унесла 39 жизней. Там тоже 1-й отсек. Есть и другие схожие аварии. Торпедный — самый аварийный отсек. В Мумбаи взрыв был относительно несильный. Торпеды не взрывались. Да и не могли. У них четыре степени защиты. Скорее всего, из-за пожара рванули баллоны с воздухом высокого давления, которые хранятся там же, в первом отсеке. Почему произошел пожар? Например, в случае с «Б-37» этого выяснить не удалось. Или мы об этом ничего не знаем. Из раза в раз мы наступаем на одни и те же грабли. История ничему не учит. И не может, поскольку результаты расследований аварий до сих пор засекречены. А их надо оглашать и изучать.

Источник в ЦКБ «Рубин» подтвердил, что торпедные отсеки на подводных лодках, в том числе и на ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, проектируются жилыми. То есть матросы спят на торпедах. На первый взгляд такое соседство безопасно — торпеды защищены от детонации. Но раз за разом в торпедных отсеках что-то происходит. Что приводит к жертвам. 18 человек, заблокированных на «Синдуракшаке»... Они спали в этом отсеке, потому и опустились на дно вместе с подлодкой. Тут, возможно, играет роль и человеческий фактор. Так, может, уже пора перестать делать торпедный отсек жилым?

↑ Наверх