Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2019

Интернет-покупки — это экономия времени, нервов и денег

Но будьте начеку: вам могут всучить фальсификат или поломанную технику

В наше время все чаще люди прибегают к услугам интернет-магазинов. Особенно это характерно для поколения 30  40-летних, которое на «ты» с интернетом. Каковы плюсы интернет-обслуживания? Во-первых, экономия времени, не надо идти (ехать) в магазин, стоять в пробках, потом в очереди. Во-вторых, покупки через Интернет берегут силы и нервы: не надо толкаться сначала в транспорте, потом в переполненных торговых залах. В-третьих, и это наиболее веский аргумент, в Интернете покупки дешевле. 

В Интернете покупать дешевле.


Например, исследования книжного интернет-рынка показали, что среднее отклонение цен в интернет-магазинах по отношению к их стоимости в обычном магазине — 12,2%, максимальное — 23,6%, а предельная разница между ценами на одну и ту же книгу составила аж 33,4%. С другой стороны, по мере роста торговых интернет-услуг растет и количество обращений в организации по защите прав потребителей с жалобами на некачественное обслуживание и обманы. 

Как обезопасить себя от подобных неприятностей? Вот что советует эксперт Санкт-Петербургской организации защиты прав потребителей кандидат экономических наук Вадим Красовский. 

Тщательно выбирайте продавца 

— Начинать надо с правильного выбора интернет-магазина. Прежде всего, внимательно изучите сайт продавца: зайдите в разделы «о компании», «контакты», проверьте наличие реквизитов юридического лица, телефонов и адреса. Если этих данных на сайте продавца вы не нашли, значит, при возникновении с вашей стороны претензий к обслуживанию или доставленному товару вам будет трудно отстаивать свои права. Скажем, если вы решите подать иск в суд, вам нужно иметь как можно более полную информацию о продавце. Лучше всего выбирать сайт по рекомендации кого-то из знакомых. Другой вариант — выбрать известный бренд. Сегодня многие известные супермаркеты имеют свои интернет-версии. Предпочтительнее выбирать специализированный интернет-магазин, который продает либо только продукты, либо бытовую технику и т. д. 

Что отличает солидный раскрученный интернет-магазин от второсортного? Во-первых, то, как представлен товар. В раскрученных виртуальных супермаркетах все характеристики изделия представлены кратко, но достаточно полно в аккуратно оформленных таблицах. В магазинах попроще описание товара дается в виде текстовой справки, при этом какой-нибудь важный параметр может быть опущен.

Отличается и уровень консультативной помощи клиенту. Серьезные магазины предлагают целый спектр услуг: от обычного телефонного звонка до чисто сетевых способов общения, как диалог в режиме реального времени с консультантом. Большинство же магазинов пока ограничиваются консультациями по телефону и электронной почте, что менее удобно. Дозвониться бывает трудно, а ответа по электронной почте можно ждать неделю. 

Порядок заказа во всех электронных магазинах примерно одинаковый. Нужно заполнить определенную форму, куда заносятся данные о выбранном товаре, ваше имя, адрес и номер телефона. К сожалению, в некоторых случаях магазины предлагают покупателю заполнять длинные анкеты, которые нужны не для доставки товара, а для навязывания разных рекламных сообщений. Лучше таких сайтов избегать.

Как покупать продукты 

— Как правило, на сайте, как и в реальном магазине, все товары распределены по разделам. Есть сайты, на которых указан только состав продукта, на других — более полная информация: производитель, сроки хранения, условия хранения. Разумеется, предпочтительнее выбирать товар именно на таком сайте. Продукты обычно доставляют в удобное для вас время. Вы получаете пакеты с провизией и расплачиваетесь. За доставку обычно берут около 200 — 300 рублей в зависимости от района. Исходя из этих соображений, выгодная покупка должна стоить не 500 рублей — лучше закупать провиант сразу на несколько дней и тратить несколько тысяч, тогда это будет выгодно.

Через Интернет спокойно можно покупать все нескоропортящиеся продукты: консервы, крупы, макаронные изделия, соки, минеральные и газированные напитки, алкоголь и детское питание, а также молочную продукцию. 

Овощи, фрукты, грибы и зелень также уважающие себя супермаркеты обычно доставляют приличного качества. Можно смело заказывать куриные или перепелиные яйца. 

А вот скоропортящуюся продукцию: торты, пирожные, а также хлеб (он быстро черствеет) лучше не рисковать покупать. Сырое мясо, курятину также вполне можно заказывать, а вот мясные и колбасные изделия нужно выбирать с осторожностью. Лучше, чтобы они были от известных производителей и те, которые вы уже пробовали. 

Как покупать одежду и обувь

— Есть много сайтов, которые предлагают купить брендовые вещички с хорошими скидками. Можно сделать заказ и попросить привезти несколько размеров понравившегося товара, чтобы выбрать тот, который лучше сядет по фигуре. Если же вам ни одна вещь не подойдет или не понравится, то у вас есть возможность тут же вернуть ее курьеру. 

Если продавец находится в другом городе или за рубежом, покупка происходит следующим образом. Выбираете понравившуюся вещь, затем в таблице размеров находите свои размеры, заполняете заявку. Через день-два на сайте сообщается, что заявка принята. Вам высылают вещь почтой наложенным платежом. Приходите на почту, оплачиваете, получаете посылку. Дома меряете, если не подходит, то в посылке уже вложено заявление на возврат. Заполняете и отправляете посылку назад наложенным платежом. Через какое-то время вам переводом пересылают деньги. Такие покупки — на любителя, но многие, особенно молодые покупательницы, на это идут, стремясь купить вещь подешевле, которой не будет у других. Можно лишь посоветовать покупать у проверенного продавца, например, на сайтах всемирно известных каталогов. 

Что касается обуви, то покупать ее по Интернету довольно трудно, хотя есть люди, которые приспособились приобретать обувь именно таким образом. Здесь есть возможность заказать сразу несколько размеров для примерки и выбора в домашних условиях. При этом надо проверить заполнение гарантийного талона, наличие печати на нем, в противном случае обувь будет трудно сдать, если она развалится после первого же выхода на улицу.

Как покупать бытовую технику и электронику

— Многие известные супермаркеты бытовой техники и электроники уже открыли свои интернет-версии. Однако, исходя из практики, можно посоветовать покупать в них мелкую бытовую технику: миксеры, пылесосы, кухонные комбайны, которые нужно проверять в присутствии курьера, и если она вас по каким-то причинам не устраивает, вернуть ее сразу же. В этом случае вы заплатите только за доставку. Крупную бытовую технику предпочтительнее заказывать у официальных дистрибьюторов, так вы будете уверены в качестве и гарантии на товар. 

На что обратить первоочередное внимание: гарантийный талон должен быть от официального производителя, на русском языке. Перевод инструкции по эксплуатации на русский язык должен быть оформлен на официальном бланке компании производителя, а не на отпечатанной где-нибудь в подпольной типографии брошюре. На гарантийном талоне должны стоять печать и подпись продавца, а также дата покупки. 

В последнее время через Интернет продается контрафактная продукция. Например, вам запросто могут предложить несертифицированную в России модель мобильного телефона, который не поддерживает принятый у нас стандарт связи, либо не оснащенный русским шрифтом. Бывают случаи, когда по почте приходит товар с заводскими дефектами или, например, техника, явно бывшая в употреблении. Судиться в таких случаях, особенно если продавец находится в другом городе (или даже стране), — дело довольно долгое и утомительное. 

При покупке техники необходимо внимательно ознакомиться с условиями ее доставки. Часто продавцы обязуются доставить технику только до подъезда, а дальше — платный подъем до нужного этажа, с оплатой за каждый этаж. Иногда это относится и к малой технике. Например, вы заказали кухонный комбайн стоимостью 2000 рублей, а курьер сообщает вам, что к этой сумме надо приплюсовать еще 500 рублей, так как подъем на каждый этаж стоит 50 рублей, а вы живете на 10-м этаже. Такие условия доставки приемлемы, когда речь идет о крупной технике. 

И все-таки лучше такие вещи, как дорогостоящая бытовая и электронная техника, покупать в обычном магазине: проверить при продавце, как работает устройство, осмотреть, нет ли повреждений. Этим вы себя застрахуете от лишних хлопот, волнений и потери денег.

Все-таки бытовую технику лучше покупать в магазине: подержать в руках, включить-выключить, проверить, как работает.

Что делать, если все же через Интернет вам сбыли некачественную технику 

Если гарантия не истекла, можно потребовать отремонтировать аппарат или заменить его на исправный той же модели. 

Также вам должны бесплатно заменить вещь, если курьер по ошибке привез не ту модель. 

Что делать, если интернет-магазин отказывается от выполнения ваших требований? Нужно написать заявление-претензию, в котором указать, что магазин отказывается от выполнения договора купли-продажи. В претензии следует потребовать вернуть уплаченную сумму, как положено по закону, в течение 10 дней. Также можно добавить, что от ремонта некачественной техники вы отказываетесь, если ее починка не входит в ваши планы. Претензию в бумажном виде нужно вручить представителям интернет-магазина и получить отметку о приеме на втором экземпляре. Если претензию не принимают, следует отправить ее на адрес магазина заказным письмом, с обязательным уведомлением о вручении. Если интернет-магазин никак не реагирует, подавайте в суд. 

↑ Наверх