Инвалид вот уже десять лет третий в очереди на жилье
Чиновники трактуют законы так, как им удобно
Огромные многоквартирные дома растут в разных районах Петербурга как грибы после дождя, а сотни тысяч петербуржцев по-прежнему ютятся в коммуналках. Выбраться из них не могут даже те, кому по закону положено жить в отдельной квартире.
«Вы, блокадники, нам надоели…»
В «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» обратились родственники блокадника Юрия Павловича Максимова, инвалида, который страдает тяжелой болезнью. Живет он с женой, тоже инвалидом, в трехкомнатной квартире вместе с дочерью, также имеющей инвалидность, и с двумя взрослыми внуками. По закону Юрию Петровичу, как тяжелому инвалиду, полагается отдельная жилплощадь, но его даже на очередь не ставят. Говорят: «У вашей семьи и так отдельная квартира и метраж достаточный». Ветеран возражает, что в этой квартире живет не одна, а две семьи, так как он и его жена — это отдельная семья. Но в жилищном отделе администрации Выборгского района ветерану отвечают: «Вы, блокадники, со своими причудами нам надоели. Жилплощади у нас для вас нет». Максимов и его родственники, как водится, пишут в разные инстанции, но письма пересылаются все в тот же районный жилищный отдел.
Из «Общественной приемной БМГ» направили письмо в жилищный комитет Петербурга, и оттуда ответили следующее: «Из-за превышения учетной нормы жил-площади на одного человека заявитель не подлежит постановке на учет». То есть чиновники продолжают гнуть свою линию. Им удобно считать, что в квартире живет одна семья, и на этом основании отказывать тяжелобольному блокаднику в том, что ему полагается по закону. Максимовым ничего не остается, как судиться с жилищным отделом.
Отсутствие доступного жилья и коммуналки — проклятие Петербурга. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Живете в 8-комнатной коммуналке?
Это нормально!
Готовит исковое заявление в суд и Надежда Ивановна Гольник. Она живет с 32-летним сыном — инвалидом первой группы по психическому заболеванию в коммуналке. Им также отказали в постановке на учет в льготную очередь, хотя по закону обязаны были это сделать.
— В жилищном отделе Калининского района, куда я принесла справку о здоровье сына, ее не взяли, — рассказывает Надежда Ивановна. — Ответили, что жилищные условия у нас нормальные. А если они нам не нравятся, то мы можем продавать наши комнаты и покупать отдельную квартиру. У нас две комнаты по 12 метров в восьмикомнатной коммунальной квартире. Соседи обзывают сына разными обидными словами. Он не может выходить на общую кухню, иначе нарвется на конфликт. Как жить? И за сколько можно продать такую жилплощадь? Разве хватит этих денег на отдельную квартиру? Чиновники над нами просто издеваются!
— О людях, страдающих психическими заболеваниями, в Жилищном кодексе РФ упоминается особо, — поясняет юрист юридической консультации Юлия Прокудина. — В п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК сказано следующее: «Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности».
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением правительства от 16 июня 2006 г. № 378. К таким заболеваниям перечень относит хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсию с частыми припадками. В то же время в соответствии с Жилищным кодексом отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, может быть предоставлено жилье, площадью превышающее норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Он утвержден постановлением правительства России от 21 декабря 2004 г. В нем 10 показаний. Во второй строке читаем:
«Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения».
Заставить чиновников прочитать закон Надежда Ивановна Гольник теперь уже намерена через суд. К сожалению, по-другому не получается.
Боритесь — и вам воздастся
Аналогичную историю рассказали обратившиеся в «Общественную приемную БМГ» родственники Сергея Николаевича Торопова, инвалида по психическому заболеванию, который живет в коммунальной квартире. Еще десять лет назад он подал документы в жилищный отдел Центрального района и был поставлен на льготную очередь. Там признают, что он имеет право на отдельную квартиру, однако квартиру не дают. Родственники, которые живут с инвалидом в одной коммунальной квартире, спрашивают: сколько еще ждать? В жилищном отделе отвечают: вот-вот получит, он третий на очереди, — и так уже много лет. Видимо, тоже нужно искать инвалиду правду в суде.
И все-таки чиновники в конце концов сдаются, если человек прав и последовательно, вооружившись законами, доказывает свою правоту. Что касается жилищной проблемы, то за последнее время не без помощи «Общественной приемной БМГ» ее удалось решить двум семьям. В обеих есть инвалиды. После долгой переписки с различными инстанциями выехала из тесной комнаты в коммунальной квартире семья Ануфриевых из четырех человек и въехала в отдельную трехкомнатную квартиру. Просторную «двушку» получили Пчелкины — мать со взрослым сыном-инвалидом, также ютившиеся в одной комнате в коммунальной квартире. Пожелаем им счастливого новоселья.
Светлана ЯКОВЛЕВА