Газета выходит с октября 1917 года Friday 25 сентября 2020

Инвестиции из России идут в туризм… Суоми

Альтернативой традиционным поездкам из Петербурга в Лаппеенранту за кофе, «фейри» и рыбой скоро станут путешествия на финское взморье

Так маркетологи из Суоми назвали прибрежную полосу региона Кюменлаксо, которая тянется по Финскому заливу от пограничного пункта Ваалимаа в сторону Хельсинки. Автопутешественники хорошо знают дорогу Е-18 и расположенные рядом с ней достопримечательности. Объектов, способных привлечь российских туристов, здесь скоро станет больше. Характерно, что развиваются эти проекты на российские деньги.

Построенный на Путиловских верфях 100 лет назад плавучий маяк — теперь достопримечательность Хамины.

Приграничный адреналин

1 июля 2015 года в приграничном поселке Ваалимаа откроется торгово-развлекательный комплекс площадью 35 тысяч кв. м, куда войдут аутлет (центры по продаже одежды со значительными скидками) итальянских брендов, гостиница и казино. Как сообщил на пресс-конференции для питерских журналистов Ярослав Герасимов, исполнительный директор «Vaalimaa Shopping Center», проект комплекса выполнен финскими компаниями и утвержден, строительство начнется осенью этого года. Российские инвесторы вкладывают в проект 70 миллионов евро.

Инвесторы выбрали две приманки для туристов. В торговом комплексе расположатся 60 итальянских бутиков, имена которых пока не названы. Чтобы россиянам было удобнее отовариваться, уже сейчас ведутся переговоры с турфирмами, которые будут завозить желающих автобусами.

Праздник выгула двухлетних жеребцов в Миехикялла. Фото Йенни Тимлин (Jenni Timlin).

Вторая часть проекта — казино, но с него сливки снимать будут финны. Как рассказал заместитель генерального директора финской ассоциации игровых автоматов «RAY» Янне Перякюль, финская сторона выступает арендатором помещения для казино. По финским законам все игорные заведения находятся под управлением некоммерческой организации «RAY». Сложно поверить, но все доходы от деятельности казино поступают на нужды общественных организаций, работающих в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В 2012 году доходы от игорного бизнеса в Финляндии составили 775 млн. евро. Источник дохода — 20 с лишним тысяч игровых автоматов на территории Финляндии, около 80 игровых залов, 300 столов казино при ресторанах и интернет-казино, которое появилось 2 года назад.

Игровая зона составит 2000 квадратных метров. Ожидается, что 80 процентов посетителей составят россияне.

Финская сторона ожидает, что с открытием торгового комплекса экономическая жизнь в регионе оживится. Основания для оптимизма есть. Только в прошлом году границу Суоми пересекли около 3 миллионов туристов из России. Они потратили в Финляндии около 1,2 миллиарда евро. К тому же с прошлого года ведутся активные работы по расширению трассы Е-18 в районе от Ловийсы до Котки, а с 2014 года начнется строительство новой дороги от Хамины до Ваалимаа. Эта весть — благая для любого автомобилиста, путешествующего по юго-восточной Финляндии.

В прошлом году границу Суоми пересекли около 3 миллионов туристов из России. Они потратили в Финляндии около 1,2 миллиарда евро.

Полеты по волнам и в воздухе

По трассе Е-18 мы отправились в деревню Пюхтяя. Здесь расположился готовый к открытию объект, построенный также за счет российских инвестиций. В спортивном центре «Сириус» можно полетать в аэродинамической трубе и покататься на серфе в закрытом бассейне.

Марие Скаво-Синисало показывает, как правильно держаться на волне.

Директор по маркетингу Марие Скаво-Синисало зовет нас к 9-метровой прозрачной трубе из особого суперпрочного материала. Прообразом этой трубы стала система, которую еще в 1897 году придумал Константин Циолковский. Конечно, с тех пор она изменилась внешне, но принцип остался прежним: при помощи нагнетаемого вверх воздуха человек поднимается и парит в воздухе, как это делают парашютисты в свободном полете. Знающие люди говорят: ощущение свободного парения не сравнить ни с чем, а по степени нагрузки 5 минут полета в трубе — как хорошая тренировка.

Если полеты в трубе имеют ограничения (слишком большой вес, травмы плеча, юный возраст), то серфингу все возрасты покорны. Человек, придумавший, как сделать волну в бассейне, не только любил этот вид спорта, но и понимал механику процесса. Заметим, что инструкторы, которые будут учить начинающих, профессионалы из южных стран — Испании и даже Австралии. Плохому, обещает Марие, не научат.

В этой трубе можно будет полетать уже 1 июля.

Вперед в прошлое

Изучив следы российских инвестиций в финскую экономику, туристы могут познакомиться с прошлым. Благо здесь много мест, где русская история соприкасается с финской. Некоторые из них хорошо известны, как, например, царская изба в Лангинкоски — место, где русский император Александр III увлеченно наблюдал за рыбалкой, а Мария Федоровна, урожденная принцесса Дагмар, собственноручно готовила обед.

А вот маленький городок Хамина с населением 23 тысячи человек российскому  туристу знаком в основном благодаря немецкому магазинчику «Лидл», который находится у самой трассы. Между тем это место достойно гораздо большего внимания. И чтобы познакомиться с ним ближе, надо заказать экскурсию.

На «линии Салпа» можно курить только в специально отведенных местах.

Нам повезло: экскурсовод Татьяна Баранова великолепно знает историю старинной крепости в форме звезды. Экскурсия начинается на центральной площади. На месте церкви Св. Иоанна, построенной в 1843 году по проекту Карла Людвига Энгеля, когда-то был дом коменданта крепости. Именно здесь в 1809 году был заключен Фридрихсгамский мирный договор между Шведским королевством и Российской империей, согласно которому вся Финляндия, включая Аландские острова, отошла России. На противоположной стороне площади — православная церковь Св. Петра и Павла, а чуть дальше — Школа офицеров резерва. Когда-то здесь учился, но был отчислен после второго курса будущий маршал Маннергейм. Недалеко от Школы резерва — трогательный и романтичный памятник доброму ангелу Варваре Шантин, которая каждый день пекла пирожки для курсантов и сопровождала их на учения и маневры.

В поисках следов русской истории стоит заглянуть в Тервасаари. У причала старинной гавани стоит пароход, отметивший в прошлом году 100-летний юбилей. Это бывший плавучий маяк «Либавский», спущенный со стапелей Путиловского завода в 1912 году. Революционные вихри занесли его в Финляндию, где он получил имя «Хельсинки», честно отстоял свою морскую вахту, был списан, попал в руки Ёрмы Патанена, больше известного как капитан Пату, и под его руководством стал популярным среди туристов и местной публики музейным кораблем.

Чуть было не исчезнувшая сайменская нерпа — экспонат музея Велламо.

Но уж если заговорили о морской истории, то держим дорогу в Котку. Город-орел, где есть Маретариум, в котором привольно живет вся рыба Финляндии, и потрясающие парки, теперь богат музейным комплексом Велламо. Здесь находятся два музея — краеведческий региона Кюменлаксо и Морской центр. Построенный в 2008 году по проекту архитектора Илмари Лахделма, он напоминает гигантскую волну, а внутри не покидает ощущение, что находишься в чреве большого судна. Морская история Финляндии представлена разными темами. Тут макеты известных кораблей, старинные маяки, один из которых навеял Туве Янссон образ круглого домика для муми-троллей, соль и кофе, иконы и азартные игры, подруги моряков и, конечно, сокровища, которые лежат на дне Балтийского моря. Этой теме посвящена большая экспозиция, рассказывающая о «Фрау Марии» — судне, которое с грузом произведений искусства, приобретенных Екатериной II в Голландии для Эрмитажа и Царского Села, затонуло в 1771 году у Аландских островов. После того как в 1999 году финский водолаз Рауно Койвусаари нашел «Фрау Марию», вокруг нее развернулись дипломатические войны, которые пока не привели ни к каким результатам.

Напоминание о былых войнах находится совсем близко от границы, в 10 километрах от места, где расположится новое казино. Здесь после Зимней войны добровольцы и негодные к строевой сооружали «линию Салпа» (по-фински — «засов»), которая в результате была признана самым мощным фортификационным сооружением в Скандинавии. Сотни дотов, надолбов, бетонных укрытий, километры колючей проволоки и траншей — финский «засов» длиной 1200 километров должен был остановить русские танки, но к счастью, его не пришлось использовать. В начале 80-х «линию Салпа» было решено частично восстановить.

Спрятавшаяся в густых лесах крошечная коммуна Миехиккяля ранее была известна традиционными ремеслами и породистыми лошадьми. После того как здесь был открыт один из музеев «линии Салпа», поток туристов иссякает только зимой. Большая часть экспозиции расположена под открытым небом: можно пройтись по гранитным траншеям, посидеть в бункере или укрытии пулеметчика, подняться на смотровую площадку. А можно пойти в поход по туристической тропе вдоль «линии Салпа».

Все здесь говорит о том, что финны уважают и берегут свою историю. Остается только сожалеть о том, что на Карельском перешейке, где тоже проходили бои и остались военные сооружения, аналогичных музеев нет, и вряд ли они появятся. Ведь вкладывать деньги в торговые комплексы гораздо прибыльнее.

Этот пулемет на «линии Салпа» смотрел в сторону советской границы.

↑ Наверх