Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Ирина Апексимова: Всю жизнь борюсь со штампами

Накануне гастролей актриса ответила на вопросы «Вечёрки»

Этой осенью в Москве на сцене Театра «Содружество актеров Таганки» состоялась премьера спектакля «Скамейка» по одноименной пьесе Александра Гельмана, а 14 и 15 декабря спектакль впервые покажут в Петербурге — в ДК «Выборгский». Это история любви двух взрослых людей, случайно встретившихся на скамейке в парке. Она и Он — Ирина Апексимова и Гоша Куценко. Ирина Апексимова выступает в этом проекте не только как исполнительница главной женской роли, но и как продюсер.

Ирина Апексимова в спектакле «Скамейка»


Забытые советские драматурги вновь становятся популярными 

— Как известно, спектакль «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана был поставлен в 1984 году в ефремовском МХАТе с блистательным актерским дуэтом Татьяны Дорониной и Олега Табакова… Интересно, вы помните тот спектакль или хотя бы читали о нем? 
— Я разговаривала с Александром Исааковичем Гельманом (знаменитому советскому драматургу сейчас 79 лет. — Прим. авт.), который присутствовал у нас на репетициях, — этого было достаточно. Читать воспоминания о спектакле мне уже не нужно было, тем более я сама смотрела в 80-е годы «Скамейку», когда только приехала в Москву (Ирина приехала из Одессы, в 1986 году поступила в Школу-студию МХАТ, в мастерскую к Олегу Павловичу Табакову. — Прим. авт.). Но, честно говоря,  почти ничего не помню. Может быть, к лучшему, потому что воспоминания и сравнения с великими артистами на меня не давили. Не было мыслей «как бы не повториться», «что бы такого самой придумать». Мы просто начали все с чистого листа.

— Пьеса ведь основательно забытая? 
— Одно время ее ставили в Японии, вообще играли по всему миру, потом закончилось советское пространство, началась перестроечная драматургия, перестроечная литература и обращаться к наследию советских драматургов стало, мягко говоря, не принято. Но сейчас, мне кажется, все возвращается на круги своя, очень многие вновь ставят пьесы Розова, Володина, Вампилова, того же Гельмана… Выясняется, что они выдержали испытание временем, перейдя уже, наверное, в разряд классической отечественной драматургии конца ХХ века. Могу сказать вам по секрету, что мы очень вовремя обратились к «Скамейке», потому что на нее положили глаз еще два московских театра…

— А это важно — выстрелить первым?
— Да. 

Сложная пьеса на двоих 

— Какие трудности ждали вас на пути к новой «Скамейке»? 
— Это очень сложная пьеса на двоих. Здесь не предполагается смена места действия, смена костюмов. Но материал дает прекрасный шанс проверить свои актерские возможности. Самое удивительное — несмотря на тридцатилетнюю «выдержку» пьесы, зритель реагирует как на абсолютно современную, будто вчера написанную историю. 

— Ирина, как у продюсера Апексимовой появилась мысль выбрать из моря пьес именно «Скамейку», из моря партнеров — именно Гошу Куценко?
— Мне давно хотелось сыграть именно в пьесе, написанной по всем законам драматургии, с развивающимся, интересным сюжетом про Нее и про Него. И я обратилась с этим предложением к своему давнему и близкому другу Гоше Куценко. У нас с ним есть успешный опыт совместной работы на сцене, мы давно дружим и понимаем друг друга с полуслова. Я была очень рада, когда Гоша согласился участвовать в спектакле. Мы пригласили интересного молодого режиссера Никиту Гриншпуна, чей подход к пьесе Гельмана мне нравится. Премьерные спектакли сыграли в Москве осенью, в Питер «Скамейку» привозим в первый раз, так что у нас все абсолютно свежее… 

— Питерских зрителей Гоша в «Скамейке» удивит? 
— Думаю, удивит, и очень сильно. Все-таки поклонники привыкли видеть его либо в образе «антикиллера», либо в комедийных ролях. А в образе нормального мужчины — ревнующего, любящего, слабого, рефлектирующего — вряд ли его таким видели, и это должно быть очень интересно. Гоша — невероятно обаятельный артист, с великолепным чувством стиля, это все можно будет увидеть в «Скамейке». 

— Если бы вам предложили снять фильм по мотивам спектакля «Скамейка»?..
— Мы уже думали на эту тему — с удовольствием бы согласилась. Но сейчас мы будем снимать фильм по спектаклю «Игра в правду», который играем уже несколько лет с Гошей Куценко, Димой Марьяновым и Костей Юшкевичем, много раз привозили в Петербург. Фильм — это другая работа, другая история, мы сейчас сидим и пишем сценарий, переделываем, потому что, конечно, театр и кино — две большие разницы, как говорят в моей любимой Одессе. Если все получится, то мы какое-то время поиграем «Скамейку», а потом снимем и по ней фильм, потому что на экране нормальных, человеческих историй нынче все меньше и меньше. 

Работать директором интересно и увлекательно!

— То, что Ирина Викторовна Апексимова — талантливый продюсер, руководитель продюсерского центра, знают многие. Но ваше недавнее назначение директором Государственного московского театра Романа Виктюка вызвало живую реакцию. Согласитесь, в роли директора крупного государственного театра трудно представить очаровательную актрису, звезду театра, кино, ТВ…
— Это стереотипное мышление, а я всю жизнь занимаюсь тем, что борюсь с ним. Борюсь со штампами. Один из самых расхожих — восприятие меня как актрисы, и только. Мол, директором театра должен быть обязательно хозяйственник, который до этого работал на заводе или был чиновником, возглавлял какую-то фирму. Но это неправильное восприятие: чтобы работать в театре и быть директором, нужно очень хорошо понимать театральный процесс. А я понимаю фактически все — начиная от актрисы и сейчас заканчивая директором. Могу сказать, что директор театра — очень интересная работа, очень ответственная и меня она увлекает.

— Но ведь Театр Виктюка — коллектив сложившийся, востребованный, успешный… Какую сверхзадачу вы ставите для себя как новоиспеченного директора?
— Сделать наш театр национальным достоянием!

— А пока это не получалось? 
— Как вы знаете, театр наш без своего помещения, зрители все время вынуждены по всей Москве искать места, где проходят спектакли Театра Романа Виктюка. Поэтому на гастролях театр бывает чаще, чем в Москве. Я бы хотела, чтобы все знали, где он находится, какие идут спектакли. 

— Очень странно, что в огромной Москве не находится помещения для такого знаменитого и общепризнанного театра…
— Уже есть, но его никак не могут отреставрировать. И сейчас мы по-настоящему занялись реконструкцией.

— Но реконструкции бывают разными… Например, у нас Александринский театр быстро и успешно справился, а у БДТ дела пошли намного сложней. Как будет у вас? 
— Если бы я знала, как у нас будет… Надеюсь, у нас все будет хорошо. 

— Но директор-хозяйственник в таком случае обычно называет точную дату окончания реконструкции, ремонта... 
— Я не буду называть точную дату, боюсь сглазить. 

— Ирина Викторовна, в своих бесконечных проектах, заботах и хлопотах вам удается уделять время дочери? Правда ли, что она пошла по стопам мамы и папы (отец Даши — известный актер Валерий Николаев. — Прим. авт.) и продолжит театральную династию? 
— Она студентка второго курса Школы-студии МХАТ, и давайте мы постараемся обойтись без оценок и прогнозов. Пусть она учится...

↑ Наверх