Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Ирина Кузнецова: Наши посетители стали намного культурнее, чем раньше

Накануне женского праздника начальник службы безопасности Русского музея Ирина Кузнецова провела своеобразную экскурсию по Михайловскому замку

Она показала и рассказала журналистам, как охраняются экспонаты, находящиеся в одной из главных сокровищниц нашей страны, и даже провела на централизованный пункт охраны. В свою очередь корреспондент «ВП» поздравил ее с Международным женским днем и задал несколько вопросов.

Ирина Кузнецова почти двадцать лет возглавляет службу безопасности Русского музея.

— Если даже слегка коснуться картины, то сразу звучит звуковая сигнализация, — рассказывает Ирина Кузнецова. Она касается рамы картины, отчего раздается не громкий, но весьма пронзительный писк, частотой примерно в 50 герц. — Мы намеренно не стали делать сигнал громким, чтобы не отпугивать посетителей, но в то же время он достаточно хорошо слышен персоналу зала, чтобы отреагировать на происходящее. Одновременно сигнал подается на пульт охраны музея. Если проблема, вызвавшая срабатывание сигнализации, не может быть решена персоналом зала, то на место в течение трех — пяти минут прибывает мобильная группа оперативного реагирования. Отмечу, что данная электронная метка используется также для электронного слежения за произведением искусства — с ее помощью мы можем отследить, где в данный момент оно находится: в каком помещении или даже в каком регионе. Особенно полезна подобная метка при перемещении предмета искусства из пункта А в пункт Б. Это касается не только перемещения экспоната по территории музея, но и из музея в музей, и из города в город. Существует мобильная переносная система, которую можно поместить в любое транспортное средство и выполнять слежение за объектом в любом месте и в любое время. На один приемник можно завязать более ста меток и оперативно отслеживать информацию об их перемещении, при этом эти данные будут храниться всегда. Это бесценный опыт в обеспечении музейной безопасности.

— Кому принадлежит данная разработка, давно ли работаете над проектом?
— Над этим проектом мы работаем уже пять лет, а само технологическое решение создано одной из петербургских организаций. К нашей гордости, могу заметить, что в числе разработчиков присутствую и я, и Иван Иванович Карлов, главный хранитель Русского музея. У нас имеется патент на полезное изобретение, которое, кстати, как мне известно, применяют и другие музеи России. 

— Электронные метки распространены на все экспонаты Русского музея?
— Дело в том, что коллекция наша весьма обширна, поэтому приходится расставлять приоритеты. В первую очередь метки устанавливаются на экспонаты повышенной ценности и там, где их безопасность сложно обеспечить в связи с большим потоком людей. 

— Расскажите о принципе функционирования электронной метки…
— По сути мы имеем дело с обычным GPS-слежением, которое можно активировать, если вы, например, потеряли телефон. Базовое отличие — повышенная защищенность канала. Конечно, взломать умельцы могут любой канал связи, но на данный момент наша система кодировки и ее защиты позволяет работать в обычном режиме. А при условии, что все базы данных связываются с центральным сервером по выделенному каналу, минуя Интернет, то получение каких-либо данных злоумышленниками невозможно. 

На центральном пункте безопасности круглые сутки дежурят несколько человек.


— Как функционирует центральный пункт безопасности?
— Здесь ведет посуточное дежурство смена из трех человек, которые следят за камерами видеонаблюдения, системой маркирования и системой охраны. 

— Сколько всего камер следят за Летним садом?
— Всего задействованы более ста камер, способных с помощью особого программного обеспечения распознать какие-либо ненормативные действия посетителей. Если поступает сигнал тревоги, то картинка выводится на главный экран крупным планом. Поэтому, прежде чем закурить или достать бутылку пива, следует хорошенько задуматься. Однако стоит заметить, что наши посетители стали намного культурнее, чем раньше.

— Вы участвуете в разработке передовых методов охраны музейных экспонатов, возглавляете службу безопасности одного из крупнейших музеев в мире. Считается, что охрана — дело не совсем женское. И наверняка процентов восемьдесят наших читателей, услышав название должности «начальник службы безопасности», представят себе отставного полковника…
— Получилось все как-то очень просто. Дело в том, что Русский музей возглавляет очень прогрессивный директор! Лет двадцать назад он предложил мне возглавить службу охраны. До этого на должность приглашались бывшие сотрудники силовых структур, но, видимо, опыт был не совсем успешным. На самом деле я всю жизнь работаю в музейной отрасли. До этого возглавляла в Русском музее отдел экспозиционно-фондовой работы, а раньше в Академии Штиглица работала главным хранителем, образование — искусствоведческое, историческое. Есть, кстати, интересное совпадение: указ о создании службы безопасности Русского музея был издан 23 февраля. Так что, можно сказать, у меня сразу два праздника подряд!

↑ Наверх