Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Искусство — это для людей»

Наш корреспондент побывал на церемонии открытия Санкт-Петербургского Международного кинофестиваля

Директор фестиваля Мария Авербах и первый заместитель председателя комитета по культуре Борис Илларионов сообщили журналистам, что город считает СПб МКФ центральным кинособытием. А выделенный городскими властями бюджет — 50 млн. рублей — подтверждение особой любви города к фестивалю. Форум продлится до 22 сентября, до 20 сентября — фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало».

Мария Авербах пообещала, что «кинофорум будет радовать своих гостей необыкновенно разнообразной программой».

Фильмом-открытием фестиваля будет кино Джошуа Майкла Штерна про компьютерного гения и основателя фирмы «Эппл» Стива Джобса.

Главные участники фестиваля — их величества зрители.

В конкурсе — 14 фильмов. География фестиваля расширилась: покажут кино из Великобритании, США, Румынии, по два конкурсных фильма каждый вечер. Единственная российская картина — драма «Околофутбола» о футбольных хулиганах, поставленная режиссером Антоном Борматовым («Чужая», «С Новым годом, мамы!»).

«Аврора» остается главной фестивальной площадкой, но задействовали и Дом кино, и «Родину», и новый кинотеатр в гостинице «Англетер».

Известнейший участник конкурсной программы — английский режиссер Майкл Уинтерботтом. Его драма «Повседневность» (другое название — «Каждый день») рассказывает о семейных отношениях. Сюрпризом стало появление очередного фильма по роману американского писателя Джека Керуака «Биг-Сюр». В одноименном фильме американца Майкла Полиша Керуака сыграл Жан-Марк Барр. От Оливера Стоуна на фестиваль прибудет документальный сериал «Нерассказанная история Соединенных Штатов», от Анджея Вайды — его новый фильм «Валенса», о жизни польского оппозиционера и впоследствии президента.

К сожалению, не приедут ни сам Анджей Вайда (он не совладал с фестивальным графиком, объяснили организаторы), ни Оливер Стоун (у него заболела мать), ни приглашенная звезда сериала «Побег» актер Вентворт Миллер — он забойкотировал фестиваль из-за закона о запрете гей-пропаганды.

Актеры Евгений Ганелин, Валерий Кухарешин и Борис Смолкин на подходе к красной дорожке.

— Фестиваль состоится в любом случае, даже если кто-то не приедет на него, — прокомментировала это Мария Авербах. — Каждый может использовать приглашение приехать на кинофестиваль в своих личных мотивах. Например, этот актер использовал наше приглашение для того, чтоб объявить о своей ориентации. Ну что ж, очень жаль...

— Я знаю, что Оливер Стоун собирался приехать сюда, ему это было важно, — поделился режиссер Сергей Бодров, председатель жюри. И сравнил МКФ со знаменитым кинофестивалем в Торонто: — Он начинался как небольшой фестивальчик, даже без призов. Сейчас это — главнейшее кинособытие всей Северной Америки. Отовсюду туда приезжают люди, стоят в очередях, спят на улице, чтоб попасть на него. Верю, что у этого фестиваля тоже большое будущее.

— А будет ли что-то скандальное? — спросили председателя отборочной комиссии Алексея Дунаевского.

— Меня смущает слово «скандал», — ответил председатель. — Но если вы уж так хотите... Все картины произведут на зрителя неизгладимое впечатление. Очень близко к понятию «скандал» каннский лауреат, китайский фильм «Прикосновение греха», спродюсированный Такеши Китано. Это кино выведет вас из равновесия на неделю. «Валенса» Анджея Вайды, думаю, будет на вас действовать не неделю, а целый месяц. Другие бомбы мы заложили в азиатскую, скандинавскую программы, в коллекцию грузинского кино. Вдобавок мы хотим вас удивить индийским фильмом.

— И вообще скандал делаем не мы. Скандал делаете вы, — заключила Мария Авербах.

Польская актриса Йоанна Моро известна российскому зрителю по роли Анны Герман в одноименном сериале.

А затем журналисты отправились на открытие кинофестиваля.

В этом году, в отличие от прошлого, погода не подвела. Красная дорожка, развернутая на Малой Садовой, блистала в сиянии солнца. И конечно, в лучах славы тех, кто по ней шел, — режиссеров, артистов, их спутников и спутниц.

Из зарубежных звезд никого не было, зато петербургские сверхгиганты присутствовали почти в полном составе.

Вот прошли Леонид Мозговой, Рудольф Фурманов, Борис Смолкин, Надежда Толубеева, Сергей Мигицко, Анастасия Мельникова, Эмилия Спивак. Не только артисты, но и другие интеллектуалы: например, был Федор Двинятин.

Лучше всех, пожалуй, выглядел Артур Ваха — в темных очках с ядовито-зеленой пластмассовой оправой, в безумной рубашке и желтых кроссовках.

Известный клоун и «лицедей» Анвар Либабов изобразил какие-то практически цирковые па. Ему в этом помогли падчерица Женя и актриса Юлия Снигирь.

У дверей оркестрик наяривал веселенький диксиленд. Внутри Театра Комедии девушки в довольно откровенных нарядах раздавали гостям бутоньерки. Видимо, кидать на сцену. Как выяснилось, платья их отсылали к 20-м годам прошлого века, а связано это было со столетним юбилеем кинотеатра «Пикадилли», который нынче называется «Аврора» и служит главной киноплощадкой фестиваля.

На сцене кружились утомленно-декадентские дамы с кавалерами во фраках. Казалось, что все кончится появлением на сцене красных комиссаров. Обошлось: их оставили, видимо, для премьеры фильма Константина Лопушанского «Роль» про эпоху Гражданской войны.

На кинофоруме почтили память режиссеров, ушедших в этом году из жизни, — Алексея Балабанова (на фото), Алексея Германа, Петра Тодоровского.

Ведущими церемонии открытия стали актрисы Ольга Сутулова и полька Йоанна Моро, известная по роли Анны Герман. Дамы, что приятно, назвали Петербург «лучшим из городов».

Потом, что и в самом деле было важно, вспомнили коллег, которых в этом году не стало, — режиссеров Алексея Балабанова, Алексея Германа, Петра Тодоровского и оператора Вадима Юсова. Зал встал, чтоб почтить память художников.

После этого исчерпывающе об искусстве высказался единственный приглашенный на сцену оратор — вице-губернатор Василий Кичеджи.

— Добрый вечер, главные участники фестиваля — их величества зрители. Я вас поздравляю с открытием фестиваля… Вы знаете, в нашем городе ежедневно проходит очень много культурных событий. Сегодня сюда могут прийти те, кому нравится кино. Кому не нравится — могут пойти буквально рядом, в Музкомедию посмотреть премьеру мюзикла про великого Чаплина… Или в другой театр. Наш зритель немножко даже избалован этими событиями.

Я люблю народные проекты. Те, на которые приходит много народу. Вчера возродилась традиция крестного хода, на котором было 72 тысячи человек…

И мне кажется, что большие художники, которые приехали сюда на фестиваль, — должны помнить, что искусство — это не только самовыражение. Это для людей. Чтобы им было лучше.

Кто не знает — буквально через 20 минут у иудеев начинается Судный день, и все просят друг у друга прощения…

Тут слова Василия Николаевича потонули в аплодисментах, криках «спасибо» и «браво».

После этого показали кино. «Джобс. Империя соблазна» оказался типичнейшей биографической лентой, в духе не так давно вышедшего фильма про Фейсбук. Скрипочки пилили в драматические моменты, все знали, чем кончится схватка гениального Джобса с воротилами, дельцами и акулами, но смотрелось все равно увлекательно. Художественной ценности, к несчастью, у картины не обнаружилось. Но впереди у фестиваля еще целая неделя показов — может, все и образуется.

↑ Наверх