Искусство должно принадлежать народу
В день Октябрьской революции «Вечёрка» пересчитала памятники Владимиру Ленину
В Монголии Ильича уважают
Во все времена при смене режимов происходили одни и те же «телодвижения» — вместе с правителями уходили в небытие и установленные им памятники. Однако на памятники вдохновителю и организатору революции 1917 года Владимиру Ильичу Ленину никто никогда и не думал покушаться, пока не грянул 1991 год — распад СССР.
И первым делом бывшие советские, а ныне демократические деятели попытались снести монументы тем, кто ассоциировался с тоталитаризмом, — так, к примеру, снесли памятник Железному Феликсу — Дзержинскому в Москве. Стали сносить памятники вождям революции и в странах ближнего зарубежья, а затем — и дальнего.
«У нас в Монголии снесли памятник Сталину, перенесли куда-то монумент Цеденбалу, а вот Ленина не тронули, — рассказала приехавшая на Ассамблею русского мира профессор монгольского института иностранных языков Г. Туяа, — у нас его уважают».
До сих пор в неприкосновенности стоит бюст Ильича на Ленинградском вокзале в столице, хотя точно такой же гранитный бюст, находившийся в центре зала Московского вокзала в Петербурге, заменили другим — Петром Первым работы скульптора Чаркина.
«Тогда были выступления коммунистов — им не нравилось, что Ленинград переименовали в Петербург, а тут еще и бюст Ленина предстояло заменить на Петра, и они выставили пикеты, — вспоминает народный художник России Альберт Чаркин. — И вот темной ночью, в два часа, приехали рабочие и демонтировали памятник Ленину. Через месяц, когда страсти улеглись, тоже ночью, группа рабочих смонтировала постамент и бюст Петра Первого. И утром люди увидели, что это правильное решение».
Вождя с Варшавского вернули в ОЖД
Между тем памятники вождю пролетариата менее всего пострадали именно в Петербурге — как стоял, так и стоит Ленин у Смольного, у Финляндского вокзала, на Московском проспекте, на Выборгском шоссе, еще стоит Ильич и на территории некоторых заводов и фабрик. Вот только пустует ниша Варшавского вокзала, где на постаменте из розового гранита высился бронзовый Ленин. Этот монумент появился в 1949 году, когда здание восстановили после войны. Его авторами стали скульптор Николай Томский, архитекторы Николай Хомутецкий и Борис Муравьев.
Этот монумент когда-то стоял в нише здания Варшавского вокзала. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Несколько лет назад «Вечёрка», заинтересовавшись судьбой исчезнувшего произведения искусства, выяснила, что статуя находится на территории Музея городской скульптуры. «Да, памятник довольно долго был у нас на временном хранении, но больше держать его мы не могли и передали обратно ОЖД — теперь Ильич ее собственность, — пояснил нам директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. — Но следы его не потерялись — мы по акту передали этот памятник, и они хранят его, потому что это произведение искусства».
Кроме этого, в фондах музея остался еще один памятник Ленину — бюст. Он когда-то стоял в Московском парке Победы, но успел состариться, поэтому привезен в музей для реконструкции.
Но возникает вопрос: сколько всего в городе осталось памятников вождю пролетариата? Владимир Тимофеев называет число 15 — это те, что находятся на музейном хранении, а всего, по неофициальным источникам, в городе около 90 памятников Ленину. Учитывая их «статус», они не очень доступны для осмотра, потому что располагаются на частных территориях приватизированных заводов и фабрик.
Не расстанусь с любимым образом…
На территории Историко-культурного музейного комплекса в Разливе находятся четыре памятника Владимиру Ленину, один, из розового гранита, — новое приобретение, которое подарили музею муниципалы на 22 апреля — день рождения Ильича. «Этот памятник — маленький, всего метровой высоты. Теперь здесь любимое место для жителей — сюда часто приходят мамы с детьми, привозят малышей даже в колясках, — они играют, резвятся возле него», — говорит сторож музея.
Есть у руководителей музейного комплекса задумка — создать парк советского периода, где были бы собраны все бесхозные Ленины, но на это благородное дело не хватает средств, да и спонсоры молчат. Года два назад директор Дома культуры в поселке Рощино, где стоял красный гранитный Ленин с кепочкой в руке, хотел было отдать его музею, а потом передумал — произведение искусства эпохи соцреализма вдруг понадобилось самому культурному учреждению.
«Как вы считаете, интерес к Владимиру Ильичу растет? Может быть, уже нужно доставать памятники из запасников и отправлять на законные места?» — интересуемся у Владимира Тимофеева. «Думаю, вполне хватит в городе тех памятников, которые открыты для всех, — они находятся на территории города, Финляндского вокзала, на Васильевском острове, проспекте Обуховской Обороны, Московском проспекте… Это наша история.
Пусть эти памятники стоят. А время расставит всех на свои места, — философски заключил Владимир Николаевич. — Конечно, периодически интерес к Ленину будет угасать, периодически снова возрастать, потому что Ленин — великий человек, он останется в истории, ведь с его именем связана целая эпоха».
Памятник Ленину на Московском проспекте по-прежнему на своем пьедестале. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Кто более матери-истории ценен?
В 90-е годы, чтобы предотвратить то, что происходило в Москве, — стихийный демонтаж памятников историко-революционной тематики, музейные работники обратились к мэру города Анатолию Собчаку, который издал специальное распоряжение — о судьбе памятников историко-революционной тематики. Был разработан целый пакет документов, чтобы все происходило цивилизованно, а не варварскими методами.
«Тогда на территории города стояло 90 памятников, большинство из них — около 75 — на ведомственных территориях. Если организация была богатая, то памятники вождю ставили из бронзы, мрамора или гранита, а если победнее — то из гипса или бетона, — поясняет директор Музея городской скульптуры. — И вот большинство организаций, которые решили оставить свои памятники у себя, могли оставить их у себя с одним условием — что они берут их содержание на себя, то есть будут финансировать».
Но постепенно некоторые из этих ведомственных памятников так же, как и у Варшавского вокзала, куда-то пропали или просто разрушились из-за некачественного материала. «Многие памятники потерялись, потому что предприятия по нескольку раз меняли своих хозяев, имущество перепродавалось вместе с территориями, оборудованием», — рассказывает Владимир Николаевич и добавляет, что при желании в каждом случае можно проследить судьбу конкретного Ленина.
Несомненно одно: все памятники вождю — бесспорные произведения искусства, ведь стиль соцреализма, иначе — советский период монументального искусства, ценится во всем мире, а главная его тема, что ни говори, — все-таки образ Владимира Ильича Ленина.
Людмила КЛУШИНА