Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Искусство сегодня не принадлежит народу

Далеко не все музеи Петербурга поддержали предложение губернатора сделать вход бесплатным хотя бы для школьников

Куда пойти в новогодние каникулы, особенно всей семьей, с детьми или внуками? Или с приехавшей из Пензы тетушкой? Или, наконец, с друзьями из Гамбурга? Казалось, для Петербурга это не должно быть проблемой — гордое звание культурной столицы обязывает.
И действительно, было что посмотреть: кино, театры, концертные залы, музеи. Выбирай — не хочу! Вот только хотелось еще, чтобы культпоходы не пробивали слишком большую брешь в семейном бюджете.
Так, честно скажу, получалось не всегда.

В Русском музее выставка о русских праздниках открывалась в русском стиле. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Подарок подарку рознь
Московские власти сделали широкий жест и объявили бесплатный вход во все музеи на весь период новогодне-рождественских гуляний.

В Петербурге тоже проявили эту приятную инициативу. По предложению главы комитета по культуре губернатор Георгий Полтавченко согласился сделать все городские музеи бесплатными для школьников в дни новогодних каникул. «Более того, я надеюсь, что и федеральные музеи присоединятся к нашей программе», — добавил градоначальник.

Однако большинство крупных музеев города находятся в федеральном подчинении, а значит, постановление городских властей для них не указ. В результате к акции «Для школьников — бесплатно!» присоединились всего 17 музеев, которые подчиняются комитету по культуре. Приятно, что среди них оказались Гатчина и Павловск, ведь тут можно было совместить несколько удовольствий: погулять по паркам (удивительно, но за городом даже лежал кое-где снег), подышать свежим, хоть и сырым воздухом, а заодно осмотреть дворцы-музеи.

Настоящим подарком было бесплатное посещение Музея истории Петербурга — все филиалы, включая Петропавловскую крепость. Гостеприимными к школьникам оказались также Музей театрального и музыкального искусства, Елагиноостровский дворец-музей, Литературно-мемориальный музей Достоевского, где была подготовлена специальная программа для детей. Как всегда, отличился Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, где каждый год в зимние каникулы радуют детей и родителей интересными выставками и театральными представлениями. На этот раз можно было оказаться в мире сказок Гофмана.

Правда, в большинстве музеев экскурсионное обслуживание и посещение специализированных мероприятий оставалось платным. За «так» можно было лишь смотреть постоянные экспозиции и кое-какие выставки.

Больше всего жалоб от жаждущих прильнуть к высокому искусству ваш корреспондент выслушал на Русский музей, который, казалось бы, должен, оправдывая название, демонстрировать широту натуры и щедрость души. Однако билет для школьников там стоит 50 рублей. Вроде недорого. Но тут дело в принципе — в желании сделать доступной высокую культуру хотя бы  для детей. Руководство Русского музея, впрочем, пошло навстречу горожанам и открыло бесплатно двери в своих великолепных филиалах — Мраморном, Строгановском дворцах и в Михайловском (Инженерном) замке. Однако многие залы, к примеру в Мраморном дворце, в первые новогодние дни оказались закрыты — видимо, не хватало смотрителей.

Праздник по-русски
За вход в главное здание — Михайловский дворец и Корпус Бенуа, где, собственно, сосредоточено самое интересное (новая экспозиция «Искусство XX века», выставки «От Москвы до самых до окраин» и подготовленная специально к зимним праздникам потрясающая выставка «Праздники по-русски»), надо было платить. Хотя на вернисаже директор ГРМ Владимир Гусев назвал выставку «подарком петербуржцам к Новому году». «Выставка побуждает задуматься над вопросом, что такое праздник по-русски», — заметил директор ГРМ и добавил, что в праздниках всегда наиболее ярко проявляются черты национального характера. Судя по подборке картин, «праздник по-русски» — это прежде всего застолье. Тема раскрыта любовно и полно: от меню торжественных званых обедов Императорского двора (почти во всех фигурируют стерлядь и спаржа) до инсталляции московской художницы Татьяны Назаренко «Московский стол», демонстрирующей знаменитый парадокс советского быта эпохи Брежнева: в магазинах ничего нет, а праздничные столы ломятся от яств.

Есть на выставке и старинные праздники вроде знаменитой кустодиевской «Масленицы» или «Поцелуйного обряда» Константина Маковского. Особенно интересен ход, придуманный организаторами выставки: когда герои картины как бы сходят с холста в зал. Праздничные костюмы и украшения из великолепного и редко показываемого собрания Русского музея демонстрируются в единстве с картинами. Так, рядом с «Поцелуйным обрядом» в витрине представлены праздничные костюмы. Причем выставленный в витрине нарядный сарафан сшит из точно такой же ткани, что у девушки на картине Маковского. Оказывается, Маковский, как и многие художники-бытописатели той эпохи, приобретал крестьянские костюмы и предметы быта у тех же антикваров, которые продавали эти вещи в музеи.

Дворцы и древности
Зато наш самый знаменитый музей — Эрмитаж — предоставляет школьникам право бесплатного посещения круглый год. Кроме того, билет для российских граждан по-прежнему стоит 100 рублей (для сравнения: в Русский музей — 180 рублей). Лично я всем знакомым, спрашивающим о том, что лучше посмотреть в музеях, рекомендовала именно посещение Эрмитажа, открывшего в декабре несколько интереснейших выставок.

Это прежде всего икона великого итальянского художника Джотто ди Бондоне «Бог-отец» из Падуи, выставленная в Итальянском кабинете.

Нельзя пропустить и «Древности Геркуланума» — первую в истории Эрмитажа выставку, открытую в отреставрированных помещениях Главного штаба, — в величественном, наполненном светом и воздухом атриуме (пятый двор). Грандиозная лестница, напоминающая по замыслу античный амфитеатр, гармонирует с античными фресками, на которых изображены Медея, Ахилл и кентавр Хирон, а также с колоссальными скульптурами императоров Августа и Клавдия.

В последние дни каникул можно было увидеть открытую в двух залах Нового Эрмитажа (Зале Диониса и Римском дворике) выставку современного английского скульптора Энтони Гормли.

И венец всего — потрясающая выставка Пиранези «Дворцы, руины и темницы».

Кстати, все эти выставки еще будут открыты в январе, не поленитесь — посмотрите обязательно, если не выбрались в праздники.

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх