Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

История России, найденная в чемодане Феликса Юсупова, вернулась на родину

В Музее Фаберже на Фонтанке уникальный личный архив князей Феликса и Ирины Юсуповых передали в дар Государственному архиву Российской Федерации

Документы, письма, дневники, фотографии, мемориальные вещи приобрел на парижском аукционе фонд Виктора Вексельберга. До 29 марта возвращенные реликвии можно увидеть на выставке в Музее Фаберже. 

Феликс Юсупов — одна из самых загадочных персон в истории Российской империи накануне ее крушения. В окружающей его личность легенде сплелось все — благородное происхождение, невероятная красота, баснословное богатство, авантюризм. И наконец, убийство. Ведь князь вошел в историю прежде всего как один из участников убийства Григория Распутина.

Феликс...

...и Ирина Юсуповы. Корсика. 1924 — 1925 годы.

После революции судьба уберегла молодого князя и его жену Ирину, племянницу Николая Второго, от гибели, которая была суждена многим Романовым. Они благополучно уехали за границу вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Приют им дала Франция. Да, они потеряли свои несметные богатства, смогли вывезти с собой совсем немного драгоценностей и несколько ценных картин, среди которых были и полотна Рембрандта. Драгоценности и рембрандтовские полотна князю пришлось продать. Сейчас Рембрандт Юсуповых находится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. 

В Париже Юсуповы прожили много лет в скромном доме на улице Пьера Герена. И хотя у князей Юсуповых только в Петербурге было четыре роскошных дворца, они не тяготились своим новым положением. Главное, что остались в живых и были вместе. Господь даровал им долгую жизнь. Князь умер в 1967 году, Ирина — в 1970-м. Квартиру унаследовала их дочь Ирина, затем внучка Ксения. Здесь, в этом доме, в подвале и был не так давно обнаружен чемодан Юсуповых, в котором, как пишут в парижских СМИ, уместилась значительная часть истории России. 

Почему бесценный архив Юсуповых был обнаружен только недавно? Возможно, это случилось гораздо раньше, но наследники княжеской четы решились выставить его на торги только в конце прошлого года.

Хотя архив огромен, исследователи предполагают, что эти документы, письма, фотографии, мемориальные вещи — не все наследие. Дело в том, что в конце жизни Феликс Юсупов познакомился с молодым мексиканским скульптором Виктором Контрерасом. Молодой человек стал Феликсу кем-то вроде приемного сына. Вполне вероятно, что у Контрераса находится какая-то часть юсуповского архива. 

Но и выставленное на аукцион впечатляло: 172 лота — переписка князя Юсупова с Ириной (с 1914-го по 1960-й), с великим князем Димитрием Павловичем (тоже участником убийства Распутина), дневники Феликса Юсупова и его матери княгини Зинаиды Николаевны, альбомы с фотографиями членов император­ской семьи и самой четы Юсуповых. 

Среди документов была и запись показаний, которые дал Феликс Юсупов по поводу убийства Распутина. 

Хотя Государственный архив РФ обладает огромным количеством документов, связанных с историей Романовых, было ясно, что архив Юсуповых упускать нельзя.

И тогда, как рассказал на встрече с прессой Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства, обратились за помощью к фонду «Связь времен» Виктора Вексельберга.

«Мы признательны Виктору Вексельбергу и его фонду «Связь времен» за то, что они откликнулись на нашу просьбу помочь с приобретением лотов в максимально сжатые сроки и мы смогли получить уникальные документы, связанные с император­скими архивами. 

Документы, которые представлены сейчас на выставке в Музее Фаберже, станут частью уникальной императорской коллекции», — подчеркнул Артизов. 

Как пояснили прессе, были приобретены не все лоты. Купили самые ценные, по мнению специалистов. Удалось договориться с организаторами торгов о сканировании прочих документов — для того чтобы они вошли в научный оборот и могли бы быть доступны специалистам. 

Жемчужина коллекции — молитвенник вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Жемчужиной коллекции специалисты называют молитвенник вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На многих страницах — пометки, сделанные рукой императрицы, ее размышления над духовными текстами и над жизнью. Среди страниц были найдены  цветы вереска, анютиных глазок, мака и листья дуба. 

Мемориальной ценностью обладают и некоторые  бытовые вещи: три запонки и пуговица для воротника, изготовленные по случаю дня рождения царевича Алексея с монограммой «А» и датой — 1905 год. Или карманные часы, сделанные фирмой Павла Буре по специальному заказу к коронации императора Николая Второго. 

Эти карманные часы изготовлены к коронации императора Николая Второго.

Вещей совсем немного. Князь Феликс Юсупов мало что успел взять с собой, покидая в спешке Петербург. «Вещи не перевожу — все наладится», — написал он своей матери княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой. Письмо датировано 25 октября 1917 года. Князь отослал его незадолго до того, как грянул выстрел «Авроры» и начался штурм Зимнего дворца. 

На выставке архив Юсуповых дополнен материалами и вещами, связанными с Романовыми, из Государственного архива РФ и Музея Фаберже.

Но мне самыми интересными показались не бриллианты, а любительские фотографии, запечатлевшие жизнь четы Юсуповых в эмиграции. Например, отдых Феликса и Ирины Юсуповых на острове Корсика и на юге Франции. Они выглядят беззаботными, будто и не произошли все эти трагические события, разделившие их жизнь на две половины: Россия — изгнание. 

Раскаивался ли Феликс Юсупов в убийстве Распутина? Скорее всего, нет. Когда его спрашивали, не сожалеет ли он об этом поступке, приблизившем революцию, князь отвечал, что, если бы он убил Распутина раньше, не было бы ни революции, ни гибели империи. 

Императрица Александра Федоровна и наследник. 1905 год.

***

Архив Феликса и Ирины Юсуповых был приобретен за 500 тысяч евро.

Это 119 фотографий, мемуары Феликса Юсупова, личные письма, а также более 20 предметов. Все они обладают исторической ценностью и дают возможность взглянуть на переломную эпоху XIX — XX веков сквозь призму личных историй людей, имевших к происходившим событиям самое непосредственное отношение.

***

Прямая речь

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:

 — Я очень рада, что архив князей Юсуповых вернулся в Россию. Это такой заряд редких сейчас положительных эмоций! Скажу вам, что мы тоже от своего музея участвовали в этом аукционе и кое-что хотели приобрести — кое-какие дневники и письма, связанные с тематикой нашего музея. Нам удалось купить несколько предметов для экспозиции. А вот из документов мы ничего не купили. Нам сказали, что уже все купил некий русский гражданин. И теперь мы поняли, с кем мы торговались, и понимаем, что все это не попало в частную коллекцию, а передано в Государственный архив и материалами смогут воспользоваться все музеи. Поэтому мы чрезвычайно удовлетворены, рады и счастливы. 

Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск»

— Вера Анатольевна, что вы можете сказать о возвращении архива князей Юсуповых в Россию?
— Кроме восторгов по поводу приобретения редчайших документов, которые переданы в дар Государственному архиву РФ, что можно сказать? Безусловно, эта тема интересует и наш музей, и «Царское Село», и, конечно, дворец Юсуповых, что на Мойке. Поскольку документы будут находиться в Государственном архиве, будут оцифрованы, то мы все сможем располагать материалом.

— Участвует ли ваш музей в подобных аукционах?
— Мы не покупаем вещи, которые исходно не были бы связаны с Павловском. По той причине,  что нам еще предстоит разыскать более 8 тысяч похищенных либо распроданных в 20 — 30-е годы и в годы войны экспонатов. За минувший год нам удалось с помощью наших замечательных меценатов приобрести ряд таких вещей. Вот в конце февраля — начале марта пригласим журналистов, чтобы вы стали свидетелями возвращения одного из наших экспонатов.

— Приоткройте тайну. Это картина?
— Это ваза, за которую мы боролись три года. Она была похищена из Павловского дворца во время войны. К сожалению, закон о реституции сейчас уже начинает плохо работать, потому что уж очень много лет минуло с момента тех событий, вещи меняют владельцев, происходят продажи и перепродажи. Мы отстаивали свои права на эту вазу в суде, но проиграли. К счастью, все закончилось для нас благополучно — вещь мы смогли приобрести за счет мецената, потому что таких денег у музея нет. Меценат откроет свое имя на церемонии возвращения вазы, это известный человек.

— Несмотря на кризис, вещи возвращаются в музей?
— Да, несмотря на кризис! Я думаю, что такие события как раз очень хорошо воздействуют на всех нас, благотворны для общей бодрости духа. Есть вещи, которые не купить нельзя. А они сейчас довольно часто появляются на рынке, потому что и в Европе кризис. 

↑ Наверх