Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

История XX века, рассказанная языком вещей

В корпусе Бенуа Русского музея открылась постоянная экспозиция декоративно-прикладного искусства XX века

Вся бурная, полная социальных катаклизмов и драматических событий история прошлого столетия рассказывается языком вещей.


Вообще удивительно, что такой экспозиции в Русском музее не было 80 лет. Майолика Михаила Врубеля, мерцающая каким-то инопланетным светом, агитационный фарфор Сергея Чехонина, Александры Щекатихиной-Потоцкой и Николая Альтмана с революционными лозунгами, серпами и молотами, знаменитые ткани с «производственными» узорами, супрематический фарфор Казимира Малевича, вазы Веры Мухиной, цветное стекло Бориса Смирнова и прочие драгоценности были разбросаны по залам Русского музея в очень небольших количествах. Иногда они появлялись на тематических выставках, но ведь это все эпизоды.

Знаменитый агитационный фарфор раньше можно было увидеть лишь на временных выставках

И вот наконец свершилось. Экспозиция, выстроенная в хронологическом порядке, иллюстрирует историю стилей — от историзма и модерна до супрематизма, соцреализма и, наконец, неоакадемизма, представленного знаменитыми текстильными панно художника конца XX века Тимура Новикова.

Как рассказала Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, «сначала мы хотели показывать прикладное искусство в залах, внедряя его в живописную среду. Например, в зал №66 мы неоднократно пробовали ввести камин «Вольга и Микола» работы Михаила Врубеля. Мы ставили его и в угол, и посередине зала — как угодно. Но, представьте себе, не соединяется прикладная часть творчества Врубеля с живописными работами. И мы поняли, что просто нужно сделать отдельную, специальную экспозицию, посвященную декоративно-прикладному искусству. Тем более что у этого вида творчества были свои законы, свой процесс развития, свои имена. Залы декоративно-прикладного искусства специально расположены параллельно галерее, в которой выставлены живописные работы тех же авторов, чтобы показать, как выражалось творчество знаменитых художников в декоративно-прикладном искусстве».

Майолика Михаила Врубеля мерцает каким-то инопланетным светом

↑ Наверх