Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«История марионетки — только для тебя»

С 22 по 30 июня в Петербурге пройдЕт XII Международный фестиваль «КУКАRТ» — крупнейший в России проект, посвященный театру кукол и синтетическому искусству

Мы побеседовали с президентом и директором фестиваля Давидом Бурманом — театральным режиссером и продюсером, членом Союза театральных деятелей Российской Федерации (на фото).

— Давид Семенович, вы помните свое первое столкновение с кукольным театром?
— Мне было десять лет. На столе валялась перчаточная кукла — Петрушка. Все, кто брал куклу, давали жизнь ее телу, а ноги висели. Кукла была мертвой. Она была похожа на несчастного человека, у которого не действует нижняя половина тела. Я взял этого Петрушку, надел на руку, задействовал его ноги, и кукла ожила. Все оторопели, и я тоже — потому что она существовала как будто бы сама по себе. Я почувствовал, что можно сказать фразу за нее, а можно — и вместе с ней. И тогда я впервые узнал на практике, что такое «остранение» — еще не имея понятия о театре Брехта. Кукольное искусство тогда меня потрясло. В первую очередь своей органикой. Когда ты куклу откладываешь, она сразу же умирает, берешь в руки — оживает. И вот это желание — оживлять неодушевленное — с тех пор все время живет внутри меня.

 

— А как потом путь от этого Петрушки привел вас к руководству кукольным фестивалем?
— В Питере я познакомился с великим мэтром синтетического направления в театре Михаилом Хусидом, представителем замечательной кукольной театральной традиции «уральской зоны». Именно ему «КУКART» обязан своим появлением. Есть такой Небольшой драматический театр Льва Эренбурга — это птенцы Михаила Хусида. 

Все начиналось на площадке «Интерстудио» в Царском Селе, в Запасном дворце. Там царила атмосфера творческого единения, идеи Евреинова, Таирова и Вахтангова витали в воздухе. Михаил Хусид и художник Юрий Нолев-Соболев, один из участников знаменитой «бульдозерной» выставки шестидесятников, начали воплощать эти идеи. 

В 1990 году в Петербурге собрались все выдающиеся кукольники России. Вся, можно сказать, кукольная элита. Они решили создать Лигу свободных кукольников. А потом встал вопрос и о проведении форума, на котором можно было бы адекватно презентовать себя и обсуждать, куда мы движемся.

Так придумали фестиваль «КУКART». Все было прекрасно — в 1993-м, в первый же год, на него приехали более 600 участников со всего мира. Тогда еще не было всех этих страшных межнациональных конфликтов. На одной площадке спокойно работали Армения и Азербайджан, например.

Эффект от первого «КУКARTа» был невероятный. Но, правда, театров кукол там почти не было. Главным был синтетический театр, актуальное искусство, авангард. Потом, когда Михаил Хусид принял решение, что уходит из этого творческого сообщества, мы с Юрой Соболевым стали развивать перформансно-инсталляционное направление. Но мне был всегда интересен именно театр кукол со своей стационарной площадкой, своей постоянной аудиторией, с особым статусом государственного театра. 

В 1997 году я стал руководителем фестиваля. А когда в 2002 году ушел из жизни Юра Соболев, я сделал «КУКART» именно таким, как понимаю. То есть полностью трансформировал его, переориентировав на кукольный способ существования.

— Сколько стоят билеты на нынешний «КУКART»?
— На спектакли, которые пройдут в Доме актера, вход свободный. 22 июня фестиваль откроется там спектаклем «Оскар и Розовая дама» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта в режиссуре моего дорогого друга народного артиста России Станислава Железкина. Он поставил его в Сахалинском театре кукол. На остальных площадках билеты продаются по обычным ценам. Это нужно лишь для того,  чтобы погасить расходы театров. Ведь наш фестиваль некоммерческий, благотворительный, и мы не платим аренду. 

— А какие еще площадки задействованы?
— У нас около одиннадцати сцен. Это и любимый нами Театр марионеток им. Е. С. Деммени, которому скоро исполняется сто лет. Там будут выступать и уникальный московский театр «Тень», и «Странствующие куклы господина Пэжо» — любимые дети «КУКARTа», и многие другие. 

Большая программа «День Петрушки» состоится в субботу, 27 июня. Кроме театральных площадок улица тоже будет задействована: на углу Невского и Малой Садовой в течение дня выступят друг за другом разные кукольники со всего мира.

Еще на фестивале будет «Кукольный формат» со своим новым красивым помещением на Пушкинской, 19. 23 июня они покажут моноспектакль «Аленький цветочек» — совершенно неожиданный, феерический. Он стал, между прочим, лауреатом Всемирного карнавала театров кукол в Бангкоке в прошлом году.

Театры «Бродячая собачка» и «Karlsson Haus» на Фонтанке, 50, — тоже уникальное явление. Словом, все прекрасны. 

Плюс к нам присоединяются и новые площадки. Вот, скажем, на Конюшенной площади, 2, в творческом пространстве «Цехъ» Небольшой драматический театр покажет свежий спектакль «Волшебник страны Оз». Это синтетический театр. У них минимум декораций, не много кукол — но живая музыка, фантастические костюмы и потрясающая актерская работа.

«Карлик нос» (режиссер Бисерка Колевска) — спектакль самобытной болгарской школы кукольных театров, которую представит фестиваль

— А кто приедет из зарубежных артистов?
— Удивительная японка Юки Кудо, которая играет каждый раз для одного зрителя. Представьте: на улице стоит некий столб с дуплом. Ты садишься, смотришь, надеваешь наушники. И в течение трех минут разворачивается история деревянной куколки — только для тебя. Это самое необычное, что только можно вообразить. Настоящее хайку в образах.

Вообще около пятидесяти шести иностранных театров хотели попасть на фестиваль, но, к сожалению, не всех мы смогли пригласить. В итоге приедет сорок театров из двенадцати стран — России, Израиля, из Европы, Азии, Латинской Америки… Поэтому наш фестиваль маленьким никак не назовешь.

— Я знаю, что фестиваль попросили открыть замечательную драматическую актрису Ирину Мазуркевич. А почему именно ее, какая тут связь с миром кукол?
— У нас каждый фестиваль открывает кто-то из народных артистов драматических театров. Это тоже мост — между драматиче­ским театром и кукольным. Почетный президент фестиваля — Сергей Мигицко. Он вырос в Одессе, знал одесский театр кукол Юзефа Гимельфарба. И еще сыграл Андерсена! Все кукольники сказали: «Он наш!» Вообще кто только из великих артистов не занимался куклами! И Зиновий Гердт, и Владимир Машков, который начинал в Новокузнецком театре кукол кукольником, и Сергей Гармаш, прослуживший десять лет в Херсонском театре кукол.

— Мне еще, Давид Семенович, не дает покоя одна мысль... В слове «КУКART» нет ли элемента «cook» — то есть «готовить на кухне»?
— Ну, театр — это ведь и есть большая кухня!

↑ Наверх