Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

История в лицах

До 15 марта 2014 года Особняк Румянцева приглашает на выставку «Ленинградцы», на которой представлены 170 живописных портретов из собрания Музея истории Санкт-Петербурга

Казалось бы, зачем музею истории города собирать портреты, когда есть Русский музей? Куратор выставки Вера Ловягина, хранитель фонда живописи и графики советского периода, объясняет это так: «С тех пор как наш музей обрел новое название — Музей истории Ленинграда, было это в 1954 году, началась активная собирательская деятельность. Решили, раз мы — музей истории города, мы должны изучать город во всех аспектах. Понятно, что город — это не только архитектура, но и жители. Мы собираем исключительно портреты, написанные нашими земляками и изображающие наших земляков». 

Григорий Бобровский. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1917.

В советское время фонды музеев пополнялись централизованно, сейчас музеи делают это самостоятельно, с помощью закупочных комиссий. «Одно из последних наших приобретений — картина, изображающая художника Ярослава Крестовского, работы Петра Коростелева, — показывает Вера Евгеньевна. — Работа написана в 1970-е, когда Ярослав Крестовский потерял зрение. Коростелев передал трагизм судьбы Крестовского, и мы еще картину так повесили, что слепой художник уходит в стену, в никуда…» А самый ранний портрет на выставке — Федора Шаляпина работы Григория Бобровского. «Создан этот портрет в 1917 году и почему-то — видите? — не закончен, рука вот не дописана. Почему, сейчас уже не установить».

Лидия Давиденкова. «Я пришла к поэту в гости» из цикла «Анна Ахматова». 1985.

Экспозиция занимает несколько залов, и устроители попытались сгруппировать портреты тематически. Один из залов они для себя назвали парадным: в основном модели в статуарных позах, при регалиях. Хотя портреты актеров БДТ Кирилла Лаврова, Олега Басилашвили, Ларисы Малеванной парадными не назовешь, они скорее психологические. Часть портретов размещена совершенно по другому принципу: на них изображены герои вечеров «Ленинградцы. Портреты и судьбы», которые проходят в рамках выставки по субботам. Рядом с пианино расположены портреты композиторов и музыкантов. Отдельный зал занимают произведения, не вписывающиеся в рамки соцреализма (а большинство портретов принадлежит именно к этому — сейчас специалисты считают, эфемерному — направлению). Если портреты артистов, писателей и собратьев-художников создаются и поныне (хотя попадут они, написанные по частным заказам или по дружбе, в музеи лет через сто), то портреты рабочих — им отведен отдельный зал — вряд ли кто-нибудь напишет, только если в плане чернухи. Сейчас почти невозможно ответить на вопрос, выдавали художники желаемое за действительное в соответствии с социальным заказом — или же такие во всех смыслах положительные люди работали на заводах на самом деле.

↑ Наверх