Историзм, авангард и романтика
До 25 августа в Большом зале Музея нонконформистского искусства, что на Пушкинской, 10, открыта выставка «Дом Романовых и его небесные покровители»
Выставка проходит в рамках образовательно-художественного проекта «Героические лики Святой Руси», проходящего с 2009 года, в котором участвуют художники Санкт-Петербурга.
Конечно, «портреты» большинства правителей доромановской эпохи, а особенно их жен — плод фантазии художников.
Она посвящена двум знаменательным датам: четырехсотлетию Дома Романовых и столетию «Выставки иконописных подлинников и лубков», организованной Михаилом Ларионовым к трехсотлетию Дома Романовых. Малоизвестный в широких кругах, но интересный факт: русские художники-авангардисты начала ХХ века увлекались народной иконой — той, что писалась деревенскими богомазами, а после 1917 года была практически уничтожена. По словам куратора проекта Натальи Регинской, «мы показываем слезы народной иконы в наше время». Для выставки современные художники создали 80 «иконных картин» в нарочито наивной манере.
В немного наивной манере выполнен и 71 портрет российских правителей и их венценосных жен. Художники ориентировались на стиль парсуны — раннего русского портрета, по изобразительным средствам еще очень зависимого от иконописи. Были и конкретные источники — миниатюры из «Большой Государственной книги, или Царского Титулярника» 1672 года, которая была выполнена по приказу царя Алексея Михайловича (писали «портреты» русских царей монахи — художников в светском смысле слова тогда у нас и не было), и серия романтических портретов из книги «Российский Царственный дом» 1898 года издания, вышедшей уже при императоре Николае II.
В середине зала на отдельных пюпитрах — портреты двух последних русских государей, Александра III и Николая II, и их супруг. «Эти императоры, — объясняет Наталья Владимировна, — интересовались этнографическими исследованиями, организовывали экспедиции, поэтому их портреты мы демонстрируем отдельно».
Нечто похожее — ряды портретов российских монархов на голубом фоне — петербуржцы уже видели: с февраля по апрель этого года в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи проходила выставка «Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Санкт-Петербурга». Были там и произведения современных художников, посвященных образам чтимых на Руси святых. «Но здесь нет практически ничего из того, что было в Музее артиллерии, — говорит куратор. — И галерея царских портретов — другая, и техника другая, там была живопись, а здесь — графика, и художники другие. Проект «Героические лики Святой Руси» долгоиграющий и многогранный: еще у нас есть коллекция расписных яиц, планируем ее выставить к Рождеству».