Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Italiani veri

В год Италии в России у нас началась совершенно итальянская погода — так во всяком случае считают организаторы новой экспозиции, открывшейся накануне в ЦВЗ «Манеж»

Выставка называется «Viva Italia. L’arte contemporanea. Современное искусство Италии». Раз климат сделался по-итальянски жарким, значит, и искусство должно быть соответствующее: сочное и южное. И его должно быть много — в Манеж привезли около 400 произведений. Здесь и картины, и фотоколлажи, инсталляции, скульптура. Все они принадлежат кисти и резцу 14 художников из Рима, Милана, Турина, Флоренции, Катании. Особняком стоят пять венецианских авторов.

Андреа Фумагалли не скрывает, что его кумир — Энди Уорхол. Фото: Елены Жаровой

Кураторы и художники, открывая выставку, сидели за длинным зеленым столом — ну вылитая «Тайная вечеря» Леонардо! И тут им не обойтись без художественных реминисценций.

— Мне трудно говорить по-русски, поэтому я уж лучше по-итальянски, — сказала на почти чистом русском Афродита Ойкономидоу, куратор «венецианской партии». — Мы все счастливы возможности участвовать в этой выставке, находиться в этом городе. Когда мы собирались сделать эту выставку — решили, что это должно быть подношение от Венеции в дар Петербургу. Ведь эти города связаны невидимыми, но очень сильными нитями. И нам показалось, что будет интересно представить здесь дух современной Венеции. Все наши художники сильно отличаются друг от друга, но их очень сильно связывает некий «дух Венеции». Он вдохновляет.

Я разговорился с одной из венецианских художниц, Соней Рос. На ее картинах какие-то разноцветные объемы перетекают друг в друга. Как в потоках расплавленного воска там вдруг проявляются части человеческих тел, чьи-то крылья, части пейзажа. Как будто бы картину Леонардо или Рафаэля спрессовали в единый кусок живописи.

— Соня, в России итальянское искусство в основном ассоциируется с эпохой Возрождения — все эти имена, ну, вы понимаете… Как думаете, что-то вообще связывает современное итальянское искусство  с тем, классическим?
— Я очень рада, что вы спросили об этом меня! По-моему, на наше старое искусство сейчас не то чтобы многие ориентированы. А ведь это так интересно. Когда я пишу картины, я вдохновляюсь именно работами Возрождения. Мне импонирует их красота, то, как они работали над текстурой. Но они писали более-менее реальные вещи. То, что я делаю, — не реальность, а какое-то иное измерение. Может быть, то, где существует Эрос как таковой. Я хочу показать вам это пространство.

— А что, погода у нас тут стоит действительно итальянская?
— Ну да, вполне привычная... Хотя нет, знаете, пожалуй, тут все-таки жарковато, — ответила Соня, утирая пот.
Единственный, но ощутимый недостаток выставки — это то, что в жару в Манеже почти невыносимо находиться. В здании парит почище всякой сауны. И посмотреть итальянское искусство подробно не получается: нет-нет да и думаешь, чтоб выскочить на свежий (относительно) воздух.

Но хочется же все посмотреть. Хочется полюбоваться на поп-артовские эксперименты Андреа Фумагалли, действующего под псевдонимом Энди. У него Игги Поп и Дэвид Боуи соседствуют с диснеевскими героями и анимешными роботами, и все это — в чудной кислотной гамме.

Пьер Паоло Бандини своим искусством клеймит общество потребления. Фото: Елены Жаровой

В скульптурных композициях Паоло Бандини люди-консюмеристы сами превращаются в товар: они становятся манекенами, составленными из каких-то тюбиков, бутылочек и коробочек.
Леонардо Кабони на своих картинах предлагает загадки в духе Магритта. Вот рядом с античной статуей сидит кот с мрачной мордой. Что это значит?

Рядом раздает автографы еще один живой венецианец Джан Мариа Потенца, с густой седой бородой, похожий на Леонардо. Ему не было отбоя от новоявленных поклонников: видимо, нашим людям импонирует такая внешность. Льва Толстого напоминает, что ли. А может быть, понравились его эксперименты с бронзой, действительно очень симпатичные: какие-то обелиски наподобие древнеегипетских. И огромные бронзовые животные, фрукты, груши, покрытые орнаментом. Их можно еще и вращать на своих подставках.

— Синьор Потенца, как вы считаете, есть что-то главное, что объединяет итальянских художников? Какая-то общая тема?
— По-моему, нет! Каждый работает в своем направлении, творит что-то свое. Какое-то время назад художники встречались, что-то обсуждали. А теперь нет такой связи.

— А что вдохновляет лично вас?
— Да все, пожалуй, абсолютно все. Животные и солнце.

Джан Мариа, как истинный итальянец, подчеркнул свою независимость — ведь и в самой Италии очень сильна провинциальная гордость: Милан совсем не то, что Рим, о Неаполе я уж не говорю. Возможно, итальянцев как раз и объединяет это чувство своей уникальности.

Это свежее, живое разнообразие, смешение, яркость, остроумие, независимость — и есть, пожалуй, то, ради чего стоит вытерпеть жару в Манеже и как следует изучить выставку «Viva Italia». Она продлится до 12 августа. В сентябре будет сделан ответный ход: картины современных петербургских художников отправятся с визитом в Италию.

Федор ДУБШАН
↑ Наверх