Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего»

В корпусе Бенуа Русского музея открылась грандиозная, больше 300 работ, выставка Николая Рериха — художника, мыслителя, мистика, общественного деятеля

Бывая в Русском музее, нередко видишь людей, замерших у картин Николая Рериха, словно в трансе. Они стоят перед полотнами подолгу, протянув к ним руки с раскрытыми ладонями. Однажды я не удержалась и поинтересовалась, что означают эти жесты, это терпеливое стояние. Мне ответили, что Рерих — не просто художник, а йог, мистик, и его картины дают чистую, космическую энергию.

Иноземные гости. Начало 1900-х гг. Фото: пресс-служба Русского музея

«Вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу»

Николай Рерих был популярен в советские годы не столько как художник, сколько как хранитель тайных знаний.

Нынешняя выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения Рериха, сделана для того, чтобы раскрыть его прежде всего как художника, а не как мистика, гуру и хранителя древних эзотерических знаний.

Но мистическая тайна все равно окутывает его картины, будь это декоративный «Богатырский фриз» или космические пейзажи Тибета и Гималаев.

В первых залах царит Древняя Русь — сначала языческая, поклоняющаяся идолам, потом принявшая христианство.

«Чередуются замыслы. Сколько их! Ночью на поляне, озаренной заревом костра, сходятся Старцы, горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары. Деревенские городища стоят на прибрежных холмах, взрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки, вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится златокудрая змеевна; кочуют богатыри безымянные в древних стенах и пустынях».

Все эти образы можно увидеть на выставке, окунувшись в сказки — скорее жуткие, чем забавные.

В древнерусском цикле Рериха нет никакой слащавости, никакого умиления перед стариной. Древние идолы, которым поклонялись наши предки, языческие капища, бесконечные битвы… В картине «Зловещие» изображены черные вороны, сбившиеся вместе на берегу и смотрящие на холодную реку. Каркающая ворона пострашнее блоковской птицы Гамаюн, чьи запекшиеся кровью уста вещают о грядущих бедах, множестве жертв.

Впервые зрители могут увидеть целиком знаменитый «Богатырский фриз» — цикл монументальных панно, созданный Рерихом в 1910 году для дома богатого промышленника Бажанова в Петербурге. А именно — для столовой. Можно только удивиться размерам бажановской столовой — с каким размахом жили люди! Даже выставочные залы Русского музея с трудом вместили эти гигантские полотна, общая длина которых — 25,7 метра («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»). А есть еще 12 полотен поменьше.

Брамапутра. 1932 год. Фото: пресс-служба Русского музея

В поисках Шамбалы

Всю свою жизнь Николай Рерих прикасался к тонким мирам, пытался прорваться в потустороннее и, в сто первый раз изображая Гималаи, замирая перед величием природы, страстно желал постичь тайны мироздания.

В молодости, живя в Петербурге, устраивал спиритические сеансы, где вызывали души умерших, занимались «автоматическим письмом» (когда рукой пишущего словно кто-то водит). Рерих даже сделал в трансе несколько портретов «восточных учителей» — Лао-Цзы, Будды, сестры Ориолы. Позднее, когда после революции художник оказался отрезанным от родины, спиритизм был ему уже не нужен. Он стал изучать восточные духовные практики, самосовершенствовался, искал истину. Предпринимал многочисленные экспедиции в Индию, где общался с йогами, и в Тибет, где искал Шамбалу — мифическую страну, упоминаемую в древних текстах.

Даже названия картин этого периода звучат символически, почти как мантры: «Недра (Ниже, чем глубины)», «Твердыня стен», «Мощь пещер», «Тибет. Горящая вершина», «Помни!».

По словам Евгении Петровой — заместителя директора Русского музея по научной работе, особенно значимой для Николая Рериха была тема космичности. Он всю свою жизнь обитал между небом и землей, и если поначалу земля притягивала его к себе, то потом он устремился в такие небесные дали, куда большинству из нас вход заказан. Может быть, по этой причине его картины кажутся холодными, герметичными. С них словно смотрит на нас космос — великий, беспредельный и совершенно безразличный к нашим, земным, проблемам.

Архип Куинджи, учитель Рериха, умел создавать в своих картинах эффект свечения. Когда он написал знаменитую картину «Лунная ночь на Днепре», посетители старались заглянуть по ту сторону холста, полагая, что там скрыт фонарь. Так сильно было лунное мерцание.

Картины Рериха тоже светятся, мерцают.

На выставке показывают впервые этюды Рериха. Многочисленные виды Гималаев развешены «шпалерно», словно собраны в мозаику, переливаясь сияющими холодными оттенками синего, лилового, фиолетового. Как рассказал заведующий отделом русской живописи второй половины XIX — XX веков Владимир Леняшин, организаторы выставки старались развесить эскизы по определенной схеме, чтобы усилить этот эффект свечения.

Пакт Рериха

Говоря о Рерихе, нельзя не вспомнить о его общественной миссии. По его инициативе в 1935 году был ратифицирован в Вашингтоне знаменитый Пакт Рериха (подписанный тогдашним президентом США Франклином Делано Рузвельтом) — документ о защите культурных ценностей во время войн и катастроф. Рерих считал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, их защита — забота всего человечества.

К сожалению, Пакт Рериха нарушается сплошь и рядом по сей день.

Можно вспомнить разрушенные в годы Великой Отечественной войны пригороды Ленинграда. Или, чтобы не ходить далеко, взорванные талибами гигантские статуи Будды в Афганистане.

«Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — заметила Евгения Петрова, одна из создательниц выставки.

Николай Рерих считал культуру главным смыслом истории и, быть может, единственным оправданием существования человека на этой земле. Он много раз писал о том, как важно изучать прошлое — ради будущего: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». А мы все продолжаем спотыкаться о древние камни, из которых никак не складывается лестница, ведущая к истине.

↑ Наверх