Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Извара — мистическое место в краю курганов и родников

В стороне от раскрученных туристических маршрутов, в Волосовском районе, расположен музей-усадьба Николая Константиновича Рериха

Эта усадьба была «родным гнездом» для Николая Константиновича. Его отец купил ее за два года до рождения сына, и семья владела Изварой в течение 28 лет. Николай Константинович впоследствии писал, что «все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре».

Усадебный дом.


Место действительно мистическое. Кругом — древние курганы (Николай Рерих с детства интересовался археологией и принимал участие в раскопках), родники, обладающие целительной силой, а местами встречаются огромные валуны, которым когда-то поклонялись и, возможно, приносили жертвы.

И в самом названии «Извара» много таинственности. Одна из версий происхождения — слово имеет финские корни и означает «большая гора» или «большие холмы». Впрочем, сам Николай Константинович придерживался другой версии: слово это от индусского «исвара», что означает «всевышний».

Н. К Рерих в мастерской. 1897 г.

Да и в самой усадьбе — двухэтажном каменном здании необычной архитектуры — не обходится без мистики. В декабре 1947 года (то есть когда в Индии, так и не дождавшись разрешения вернуться на родину, Николай Константинович ушел в мир иной и похороны ему устроили по индусскому обычаю — с сожжением тела) без видимых причин возник пожар в изварской усадьбе. Второй этаж, где находились детские комнаты, а потом и мастерская Рериха, выгорел полностью. Правда, потом все восстановили.

Сам музей создавался по крупицам. Но некоторые предметы здесь — подлинные, из изварской усадьбы (в основном собирались по близлежащим деревням). Среди подлинников — настенные часы, зеркало с подзеркальником, массивное кресло красного бархата, инкрустированный стол черного дерева.

Предметы скандинавского происхождения из чудских погребений Ижорского плато. Раскопки экспедиции Музея-усадьбы Н. К. Рериха.

Особая гордость музея — несколько картин Рериха. В том числе его ранняя работа —  «Папоротники». (Двадцатилетний Рерих писал: «Еще два года назад лес заменял мне все».) Кто-то, любуясь картиной, сразу вспоминает предания об Ивановом дне и цветке папоротника, который указывает на зарытый в землю клад. Другие все-таки считают, что самое главное — это «открытие клада» внутри самого  человека, познание его сокрытых духовных сокровищ.

К сожалению, хозяйственные строения усадьбы хоть и сохранились, но не используются. А можно было бы, например, в одном из сараев сделать дополнительную экспозицию. Ведь здесь молодой Рерих писал свои картины, в том числе знаменитое полотно «Гонец. Восстал род на род».

Парк при усадьбе.

Но у государственного провинциального музея, понятное дело, финансирование оставляет желать лучшего.

— 2014 год — юбилейный, 140 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Конечно, очень хотелось бы к этой дате многое подновить, сделать хотя бы косметический ремонт, — говорит Татьяна Микиенко, главный хранитель музея.

Здесь хотят восстановить и здание бывшей изварской земледельческой колонии (она была организована в 1916 году). Тогда бы появилась возможность размещать здесь детей, участвующих в историко-археологических программах, организованных музеем.

Когда наша группа экскурсантов поднялась на второй этаж усадьбы, все кругом потемнело, началась гроза — с молниями и ливнем. Гроза промчалась быстро, и, когда мы вышли из дверей усадьбы, на улице моросил лишь мелкий дождь, придавая еще большее очарование старинному парку. Если учесть, что мы были единственной туристической группой в эти часы, грозовой шквал, пришедшийся как раз на посещение музея, тоже казался проявлением магии.

Мастерская Рериха. Стол и стулья — из петербургской квартиры ученого.

Из завета Николая Рериха:

«…завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные…»

↑ Наверх