Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Изъять Россию из кавычек

Современное искусство может быть патриотичным?

 

Прогуливаясь по лофтам и галереям, я набрел на любопытную выставку в лофте «Ризорди», называвшуюся «Между Землей и Небом». Смесь современного и классического искусств поразили. Но еще более поразила общая тема: война, оружие, патриотизм.

На одном полотне, выполненном настолько классически, что за километр чувствуется «художка», один крылатый небожитель вписывает кулаком в челюсть другому. Вот черно-белая графика, стоя рядом с которой слышишь у себя в голове стрекот 35-миллиметровки и голос диктора: «Батареи Красной Армии своим огнем…» Одним словом, «Зима 1942-го», вот как бы я ее назвал, хотя автор был скромнее: серия картин называется «О войне». А дальше — понеслась душа в рай: «компьютерная живопись», демонстрирующая нам бластеры, натюрморты с «Тульским-Токаревым», плакатная графика, в частности изображение солдата, на гимнастерке которого мигает красным извивающийся шнур-световод…

На самом деле впечатление сильное и — патриотичное. Есть простой принцип: хочешь разобраться в своих мыслях на подобной выставке, ищи куратора. Я так и поступил и нашел не одного, а сразу двух, которыми оказались молодые ребята-искусствоведы Антон Чумак (на фото слева) и Арсений Штейнер.


 

«Есть вещи более ценные и важные, чем модный телефон»

— Попрошу рассказать о выставке с точки зрения: что вы видите и зачем вы видите. А то от моих умозаключений читателю легче не станет...
Антон: — Выставка посвящена оружию и, несомненно, героизму человека перед лицом опасности, грозящей не только ему и его близким, но и стране в целом. Это очень простые темы, о которых мы слышим с детства. Почему мы заговорили об этом? Все просто! Сейчас мы вышли на такой виток декультуризации общества, когда людям приходится объяснять, что есть вещи более ценные и важные, чем модный телефон или еще какой гаджет. Думаю, что это начало длительного этапа изучения проблем, мучающих наше общество.
Арсений: — Легко представить, как выглядела бы выставка с такой тематикой несколько десятилетий назад, особенно если вспомнить, что наша страна находится в состоянии перманентной войны с 1914 года — то с врагом внешним, то с собственным народом. Но так уж сложилось, что современное искусство эту войну уж двадцать лет как игнорирует. Здесь же мы пытались найти точки соприкосновения современного искусства с реальностью: остались ли они? Мы намеренно выбрали для первой выставки, направленной на пробуждение общественности, вроде бы простую тему, не проводя никакой цензуры, за исключением того, что работы так называемого политического искусства, которое необыкновенно развилось в последние годы, мы категорически не принимали.

DopingPong. Без названия. Гламурная пионерка с горном и ракетами символизирует былую военную мощь

— Почему же «политиков» не приняли? Их слишком много развелось?
Арсений: — Нет, не в этом дело — занимаются политикой на самом деле единицы. Просто в политическом жанре скорее социальная активность принимает на себя маску искусства, делая это по разным причинам: иногда чтобы обезопасить себя, иногда для того, чтобы иметь возможность показать свои «достижения» более широкой аудитории. В любом случае к искусству это имеет лишь косвенное отношение, а мы все-таки занимаемся художественным проектом.

Акция группы «Война» — конъюнктура

— Раз уж мы заговорили о политическом искусстве, то на память сразу приходит «наш любимый» Литейный мост, всякие «пуси»… Каково ваше отношение к этим «веселым ребятам и девчатам»?
Антон: — Я лично негативно отношусь, и в первую очередь из-за отсутствия художественной составляющей.
Арсений: — Теряюсь в терминах. Относительно Литейного скажу, что это было смело, в какой-то степени остроумно, но относить акцию к современному искусству — большая ошибка, ведь если проводить подобную политику, то тогда надпись на заборе «Вася любит Петю» — искусство и, соответственно, стоит своих денег и заслуживает коллекционирования. Есть, конечно, коллекционеры, собирающие звериные экскременты. Есть ребята, которые действительно собирают цикл надписей на заборах, называя это «произведениями народной культуры». Так вот, акцию группы «Война» можно отнести к той самой «народной культуре», а точнее, к конъюнктурной попытке представителей панк-сообщества выехать на модной волне социального протеста и ненависти к существующей власти с помощью изобразительных методов, используемых нашим народом уже десятилетиями, как-то надпись «Вася любит Петю».

Владимир Колесников. «Силы небесные». На выставке, посвященной оружию, даже ангелы заняты мордобоем

Тема патриотизма относится в нашем обществе чуть ли не к табуированной

— Вопрос о патриотизме. Некоторые работы отсылают к истории Второй мировой, например картины Константина Готенкова из серии «О войне». Патриотизм в искусстве, в любом, — должен быть?
Арсений: — Одна из наших задач в этой конкретной выставке — поиск патриотизма в современном искусстве. Ведь тема патриотизма в нашей стране относится чуть ли не к табуированной: если ты скажешь что-то про патриотизм, тебя тут же окрестят фашистом, даже не оглядываясь на то, что фашизм побежден Красной Армией.
Антон: — У нашей страны нет образа, слово «Россия», которое несется отовсюду в последний год, изначально берется в кавычки. Давайте вспомним, что художник — это камертон, он реагирует на окружающую действительность, и, соответственно, именно сейчас нужно искать ту идею, тот образ, тот инструмент в руках художника, то оружие, с помощью которого Россию удастся из этих кавычек изъять.

Выставка открыта до 31 января.

 

 

↑ Наверх